Обнаружение и устранение неисправностей. в цепи звукового сигнала

obnaruzhenie i ustranenie neispravnostej v czepi zvukovogo signala Статьи

На автомобилях, тракторах и комбайнах применяются электрические вибрационные звуковые сигналы. По характеру звучания сигналы подразделяются на шумовые и тональные, а по характеру потребляемого тока — на сигналы постоянного и сигналы переменного тока. Тональные сигналы устанавливаются, как правило, на больших автобусах, тяжелых грузовых автомобилях и на некоторых марках легковых автомобилей; шумовые — на всех остальных автомобилях, тракторах и комбайнах.

Электрический звуковой сигнал состоит из корпуса, электромагнита, прерывателя, подвижной части с мембраной и приспособления для регулировки звука.

image 33

На рис. 23 показана схема электрического вибрационного звукового сигнала. Как видно из схемы, сигнал одним проводом подключен к источникам тока, а вторым соединен с кнопкой включения, помещенной на рулевой колонке. При нажатии на кнопку этот провод соединяется с массой, электрическая цепь сигнала замыкается, и сигнал начинает действовать. Действие сигнала заключается в следующем: при прохождении тока по обмотке 1 электромагнита его сердечник 2 намагничивается и притягивает якорь 3, который через стержень 4 воздействует на мембрану 5 и прогибает ее. Одновременно с этим регулировочная гайка 7 изгибает стальную пружину 8 и размыкает контакты прерывателя. Размыкание контактов приводит к обесточиванию катушки электромагнита, сердечник размагничивается, мембрана в силу своей упругости принимает прежнюю форму и отводит якорь в первоначальное положение, пружина 8 освобождается и замыкает контакты. При замыкании контактов прерывателя действие сигнала повторяется. Колебание мембраны, якоря, замыкание и размыкание контактов прерывателя происходят с частотой 200—400 периодов в секунду. Колебания воздуха, вызванные мембраной и вибрационным диском, обеспечивают получение звука.

7 8

 

Рис.23. Схема электрического вибрационного звукового сигнала:

1 — обмотка электромагнита; 2 — сердечник; 3 — якорь; 4 — стержень; 5 — мембрана; 6 — вибрационный диск; 7 — регулировочная гайка; 8 — упругая пластина; 9 — конденсатор; 10 — упругая пластина; 11 — рупор; 12— кронштейн; 13— клеммы; 14 — кнопка.

 

В момент размыкания контактов прерывателя в обмотке электромагнита создается э.д.с. самоиндукции, вызывающая искрение между контактами. С целью уменьшения искрения параллельно контактам включается конденсатор или искрогасительное сопротивление.

При постановке на автомобиле двух или трех сигналов их включают через специальное реле. Кнопкой на рулевой колонке включается обмотка электромагнита реле, а электромагнит замыкает контакты реле и включает сигналы в электрическую цепь. Реле устанавливается с целью разгрузки кнопки включения сигналов от большого тока (15—25 а), потребляемого алами. Схема реле сигналов показана на рис. 24.

image 34

 Рис. 24. Схема реле сигналов:

1 —стойка неподвижного контакта; 2 — ограничитель; 3 — якорек; 4 — сердечник; 5 — ярмо; 6 — пружина; 7 — обмотка; 8 — кнопка; К, Б, С — клеммы.

 

Звуковые сигналы переменного тока (рис. 25) не имеют конденсатора и прерывателя. Частота колебания якоря 4 с мембраной 1 зависит от частоты переменного тока. Штифт колеблющейся мембраны ударяется о штифт резонатора 2, отчего резонатор начинает колебаться. Собственная частота колебаний резонатора подбирается так, чтобы создать наиболее приемлемый тембр звучания.

Перейдем к рассмотрению неисправностей в цепях звуковых сигналов.

 

При нажатии на кнопку включения сигнал не действует. Обратим внимание на предохранитель цепи сигнала. У автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53 предохранитель цепи сигналов кнопочный термобиметаллический, у автомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-63, ГАЗ-69, М21 «Волга» и других цепь сигнала защищена плавким предохранителем. Термобиметаллические предохранители проверяются кратким нажатием на кнопку, плавкие предохранители — внешним осмотром. Если плавкий предохранитель цел или после нажатия на кнопку термобиметаллического предохранителя щелчка не последует, проверим цепь с помощью контрольной лампы. Соединим один провод контрольной лампы с массой, а вторым будем касаться клемм сигнала. При этом возможны следующие варианты:

при касании обеих клемм сигнала контрольная лампа не горит. В проводе от источника питания до клеммы сигнала обрыв;

при касании одной клеммы сигнала лампа не горит, а при касании второй клеммы — загорается. Внутри сигнала обрыв. Возможна отпайка выводов катушки от клеммы или от пластины прерывателя, сильное обгорание контактов или сигнал разрегулирован настолько, что контакты прерывателя все время остаются разомкнутыми;

при касании обеих клемм лампа горит. Не отключая лампы от клеммы, нажмем на кнопку включения сигнала. Если лампа погаснет, неисправен сигнал; если лампа будет продолжать гореть — обрыв в проводе или неисправна кнопка включения.

Неисправность сигнала может заключаться в меж- витковом замыкании катушки либо в спекании контактов прерывателя. Сигнал с такой неисправностью подлежит сдаче в ремонт. Кнопку включения следует разобрать и зачистить контактные поверхности, а оборванный провод заменить исправным.

В цепи сигнала короткое замыкание. Если плавкий предохранитель перегорает или после нажатия на кнопку термобиметаллического предохранителя (у тех автомобилей, где цепь сигнала защищена термобиметаллическим предохранителем) слышится щелчок, в цепи сигнала короткое замыкание. Отсоединим провода от клемм сигнала, присоединим один провод контрольной лампы к клемме Б реле-регулятора, а вторым коснемся клемм сигнала. При коротком замыкании внутри сигнала лампа будет гореть полным накалом. Если лампа не горит,— короткое замыкание в проводе от источника питания до сигнала.

Внутри сигнала короткое замыкание может быть из-за касания массы отпаявшимся от пластины прерывателя выводом катушки и в случае, если отломится текстолитовая накладка пластины подвижного контакта. Сигнал с коротким замыканием подлежит сдаче в ремонт.

Неисправности реле сигналов. При наличии на автомобиле нескольких сигналов и реле увеличивается и количество возможных неисправностей. Сигналы могут не действовать как по описанным выше причинам, так и по причине неисправности реле сигналов. Если сигналы не включаются, проверим сначала исправность реле, для чего замкнем отрезком провода его клеммы В и С. Если сигналы зазвучат, неисправно реле сигналов, либо оборван провод от клеммы К реле к кнопке включения сигналов.

В реле сигналов могут быть неисправности: окисление контактов, обрыв или межвитковое замыкание обмотки или спекание контактов. Окисление или спекание контактов можно легко обнаружить осмотром. Окисленные контакты следует зачистить, при спекании контактов реле подлежит сдаче на регулировку. Обмотку реле на обрыв можно проверить включением контральной лампы между клеммой К реле и массой машины; при отсутствии обрыва лампа загорится.

Если при замыкании клемм Б и С реле — сигналы не включаются, следует проверить на обрыв подходящий к клемме Б провод. Эта проверка проводится так же, как и проверка обмотки реле на обрыв, с той лишь разницей, что контрольная лампа включается между массой машины и клеммой Б реле. Если обрыва в проводе нет, считаем, что неисправны сигналы.

Поскольку к реле подключаются два сигнала и более, иногда возникает необходимость прослушивания каждого из них в отдельности. Для этого необходимо отключить их от клеммы С реле и по очереди подключать к клемме Б.

Зазор между контактами реле допускается в пределах 0,4—0,8 мм, регулируется подгибанием стойки 1 неподвижного контакта (рис. 24). Зазор между якорем и сердечником регулируется подгибанием ограничителя 2 подъема якоря, пределы регулировки 1,0—1,2 мм. Контакты реле должны замыкаться при напряжении 6—8 в. Регулировка производится изменением натяжения пружины 6 путем подгибания кронштейна.

Сигнал действует слабо. Слабый звук сигнала может быть при питании от разряженной аккумуляторной батареи. Поэтому сигнал следует проверять при питании цепей электрооборудования от генератора. Если и в этом случае сигнал звучит тихо, его нужно отрегулировать.

Звук сигнала может быть хриплым, дребезжащим. Это наблюдается при нарушении регулировки, ослаблении крепления сигнала к кронштейну, трещине в мембране и т. д. Нарушение регулировки может привести и к тому, что сигнал совсем перестанет звучать.

Шумовые, сигналы регулируются регулировочным винтом, головка которого находится на задней стенке корпуса сигнала. При слабом звуке винт следует вращать против часовой стрелки, при дребезжащем — по часовой.

Регулировка тональных сигналов производится несколько иначе. У этих сигналов имеется регулировочная гайка 7 (рис. 23), навинченная на стержень мембраны. Для регулировки необходимо снять крышку и держатель крышки и ослабить контргайку, придерживая регулировочную гайку ключом. Для увеличения громкости звучания регулировочную гайку отвинчивают (повертывают против часовой стрелки), а для уменьшения громкости^ наоборот, гайку завинчивают. Регулировка громкости звучания может проводиться в определенных пределах, за которыми сигнал перестает звучать. Правильность регулировки проверяют по качеству звучания, а при регулировке в мастерской — и по силе потребляемого тока.

Тональные сигналы можно регулировать и по тону звучания. Для этого ослабляют верхнюю гайку крепления пружины 10 на стойке (рис. 23) и для повышения тона вращают нижнюю гайку по часовой» а для понижения Фона — против часовой стрелки. После регулировки завинчивают верхнюю гайку, устанавливают держатель крышки и крышку и проверяют звучание сигнала.

Шумовые сигналы переменного тока (рис. 25) проверяют совместно с генератором. Регулируют сигналы изменением зазора между штифтами мембраны и резонатора. Для этого ослабляют крепежную гайку на крышке, отверткой поворачивают штифт 9 в ту или другую сторону и зажимают крепежную гайку.

 

Рис. 25. Устройство сигнала переменного тока:

 

I — мембрана; 2 — резонатор; 3 —’крышка; 4 — якорь; 5 — катушка влектромагнита; 6 — сердечник электромагнита; 7 — корпус; 8 — Клеммы; 9 — регулировочный штифт.

Другие неисправности сигналов. Сигнал включается произвольно, без нажатия на кнопку включения. Это может быть, если протерлась изоляция провода от клеммы сигнала к кнопке включения и оголенный провод касается массы или же оборвался вывод катушки внутри сигнала и периодически касается массы. Провод с протертой изоляцией необходимо заменить; сигнал, у которого оборвался вывод катушки, подлежит сдаче в ремонт.

Сигнал не выключается после нажатия на кнопку включения. Для прекращения звучания следует вынуть державку с предохранителем сигнала или отсоединить провода от клемм сигнала. Причина неисправности — замыкание в кнопке включения сигнала. Кнопку следует разобрать и устранить замыкание.

 

 

image 35


Рис. 25. Устройство сигнала переменного тока

 

Использованная литература:

П. И. Кравченко, Краткий справочник автоэлектрика по определению и устранению неисправностей в системах электрооборудования тракторов, комбайнов и автомобилей. Минск 1967

Оцените статью
АВТОЭЛЕКТРИК
Добавить комментарий