Неисправности в зарядной цепи после запуска двигателя автомобиля

neispravnosti v zaryadnoj czepi posle zapuska dvigatelya avtomobilya Статьи

После запуска двигателя с помощью стартера аккумуляторная батарея оказывается несколько разряженной, при работе двигателя на средних оборотах должен появиться зарядный ток. Стрелка амперметра, отмечая ток зарядки, будет отклоняться вправо от нуля. Если стрелка стоит у нуля, — тока в зарядной цепи нет. Отклонение стрелки влево от нуля указывает на разрядку аккумуляторной батареи, что является признаком неисправности зарядной цепи.

Положение стрелки у нуля при работающем генераторе еще не является признаком неисправности, стрелка может стоять у нуля и при исправной цепи, если аккумуляторная батарея полностью заряжена. Убедиться в исправности зарядной цепи поможет включение дальнего света фар. Если при включении фар стрелка амперметра вздрогнет, но на разрядку не отклонится, — неисправности в зарядной цепи нет. Отклонение стрелки на разрядку показывает, что фары загорелись от аккумуляторной батареи, следовательно, зарядная цепь неисправна.

Зарядного тока не будет при неисправности генератора или реле-регулятора, а также при обрыве в проводах зарядной цепи. Проверять зарядную цепь начнем с реле-регулятора.

Замкнем отрезком провода клеммы Б и Я реле- регулятора при работающем на средних оборотах двигателе. Замыкая клеммы Б и Я, подключаем генератор к аккумуляторной батарее напрямую, минуя реле обратного тока и ограничитель тока. В результате этого в зависимости от характера неисправности возможно одно из следующих показаний амперметра :

стрелка амперметра не отклоняется от нуля ни в сторону зарядки, ни в сторону разрядки;

стрелка амперметра отклоняется в сторону зарядки ;

стрелка амперметра отклоняется в сторону разрядки ;

стрелка амперметра резко отклоняется в сторону разрядки до отказа, в месте присоединения перемычки возникает сильное искрение.

Разберем каждый случай показания амперметра в отдельности.

При замыкании перемычкой клемм Б я Я реле- регулятора стрелка амперметра не отклоняется от нуля. Это является верным признаком того, что в зарядной цепи нет тока, следовательно, в зарядной цепи обрыв.

Обрыв может быть на участке цепи от амперметра до клеммы Б реле-регулятора или от клеммы Я реле-регулятора до места соединения минусовой щетки генератора с массой. Обрыва в реле обратного тока и в ограничителе тока нет, так как замыкание перемычкой клеммы Б и Я положения не меняет.

Присоединим один провод контрольной лампы к массе, а вторым коснемся клеммы Б реле-регулятора. Если лампа загорится, цепь от амперметра до клеммы Б исправна. Переключим контрольную лампу на клемму Б реле-регулятора и клемму Я генератора. Если лампа загорится, приходим к выводу, что обрыва в генераторе нет, обрыв в проводе между клеммами Я генератора и реле-регулятора; если лампа не горит,— обрыв внутри генератора.

Неисправный генератор нужно осмотреть, проверить состояние щеток, прижаты ли они к коллектору, 62

целы ли провода от щеток к щеткодержателям и от плюсового щеткодержателя к клемме Я. Если при осмотре устранить неисправность генератора невозможно, необходимо возвращаться к месту стоянки автомобиля, пользуясь энергией аккумуляторной батареи. Звуковым сигналом надо пользоваться как можно реже, избегать пользования светом фар, двигатель заводить только пусковой рукояткой. По прибытию к месту стоянки генератор сдать в ремонт, а аккумуляторную батарею — на подзарядку.

При замыкании, перемычкой клемм Б и Я реле-регулятора стрелка амперметра отклоняется в сторону разрядки. Очевидно, генератор не создает необходимой э.д.с. и реле обратного тока не включает его в цепь. Замыкая перемычкой клеммы Б и Я, подключаем генератор к аккумуляторной батарее мимо реле, создаем дополнительную цепь для тока батареи. Стрелка амперметра, отмечая проходящий по этой цепи ток, отклоняется в сторону разрядки.

Проверим в первую очередь натяжение ремня вентилятора. При слабом натяжении ремень пробуксовывает, якорь генератора вращается медленно и не создает необходимой э.д.с. Отрегулируем натяжение ремня. Если зарядный ток не появится, неисправность следует искать в генераторе или реле-регуляторе. Считаем, что цепь от аккумуляторной батареи до клеммы Б реле-регулятора и от клеммы Я до массы (корпуса генератора) исправна, так как по ней проходит ток аккумуляторной батареи при замыкании клемм Б и Я.

Замкнем перемычкой клеммы Я и Ш реле-регулятора. По появлению зарядного тока делаем вывод, что генератор исправен, неисправность в реле-регуляторе. Если зарядного тока нет, перенесем перемычку на клеммы Я и Ш генератора. Появление зарядного тока указывает, что в проводе между клеммами Ш генератора и реле-регулятора обрыв; если зарядный ток не появится и в этом случае, — неисправен генератор.

Неисправный реле-регулятор подлежит замене. В условиях пути, чтобы обеспечить зарядку аккумуляторной батареи, необходимо отсоединить от клеммы Ш генератора или реле-регулятора провод, изоли-

ровать и отвести его в сторону, а между клеммами Я и Ш генератора включить лампочку с силой света в 15 или 21 св. Напряжение и ток генератора теперь будут зависеть только от оборотов двигателя, однако до опасных пределов не будут возрастать.

При замыкании перемычкой клемм Б к Я реле- регулятора появляется зарядный ток. Появление зарядного тока подсказывает, что генератор исправен, исправны и провода, соединяющие реле-регулятор с аккумуляторной батареей и генератором. Зарядного тока не было по причине неисправности реле обратного тока, оно не включает генератор в цепь. Неисправность реле обратного тока может выражаться в сильном обгорании контактов, обрыве или межвитковом замыкании в параллельной обмотке; контакты реле могут не замыкаться вследствие сильного натяжения пружины или нарушения регулировки регулятора напряжения. Одной из причин, по которой реле обратного тока не включает генератор в цепь, может быть нарушение контакта между клеммами М. генератора и реле-регулятора.

Вскрывать крышку реле-регулятора и производить какие-либо регулировки водителю не разрешается. В данном случае необходимо проверить надежность соединения клемм М генератора и реле-регулятора (соединить эти клеммы дополнительно отрезком провода). Если неисправность не устраняется, присоединить два отрезка провода к клеммам Б и Я реле-регулятора и вывести их в кабину. После запуска двигателя концы проводов соединить, а перед тем, как двигатель заглушить, провода разъединить обязательно во избежание разрядки аккумуляторной батареи через генератор.

При замыкании перемычкой клемм Б и Я реле- регулятора стрелка амперметра резко отклоняется в сторону разрядки до отказа, в месте присоединения перемычки к клеммам возникает сильное искрение. Перемычку немедленно снять, так как в зарядной цепи короткое замыкание. Замыкание может быть в генераторе, реле-регуляторе или в проводах.

Заглушим двигатель. Включим между клеммами Б и Я реле-регулятора контрольную лампу, она ярко загорится. Отсоединим провода ст клемм Я и Ш реле- регулятора. Если лампа будет продолжать гореть, — короткое замыкание в реле-регуляторе. Реле-регулятор с коротким замыканием подлежит замене. При обнаружении неисправности в пути необходимо возвращаться к месту стоянки. Чтобы не разряжать аккумуляторную батарею, водителю необходимо проделать следующее: провод, отсоединенный от клеммы Ш, изолировать и отвести в сторону, а к проводу от клеммы Я и к клемме Б реле-регулятора присоединить два отрезка провода и вывести их в кабину. Между клеммами Я и Ш генератора включить электролампу в 15 или 21 св. После запуска двигателя соединить концы выведенных в кабину проводов (подключить генератор к цепи). Следует помнить, что перед остановкой двигателя обязательно разъединить концы выведенных в кабину проводов, иначе аккумуляторная батарея разрядится через генератор.

Если установлено, что реле-регулятор исправен (при отсоединении проводов от клемм Я и Ш контрольная лампа гаснет) — замыкание в генераторе или в проводах, соединяющих генератор с реле-регулятором. Проверим провода. Для этого отсоединим их от клемм Я та Ш генератора и реле-регулятора, подключим один провод контрольной лампы к клемме Б реле-регулятора, а вторым коснемся поочередно наконечников отключенных проводов. Короткое замыкание в том проводе, при касании которого контрольная лампа загорится. Провод с коротким замыканием необходимо отвести в сторону и закрепить так, чтобы он не касался токонесущих частей, а взамен его поставить другой.

Если исправны и провода и реле-регулятор,— короткое замыкание в генераторе. Его необходимо осмотреть, проверить, не касается ли массы клемма Я на корпусе или плюсовой щеткодержатель, не замыкается ли с массой провод от щеткодержателя к клемме Я или от плюсовой щетки к щеткодержателю. Обнаруженное короткое замыкание ликвидировать, устранив касание оголенных токонесущих деталей о корпус генератора.

Для удобства наблюдения за показанием амперметра при замыкании клемм Б та Я реле-регулятора можно вместо перемычки присоединить к клеммам


по отрезку изолированного провода достаточной длины и вывести их в кабину. Замыкание между собой выведенных в кабину проводов равносильно перемычке между клеммами Б и Я, однако теперь наблюдение за показанием амперметра не представляет никакого затруднения.

Другие неисправности зарядной цепи. В зарядной цепи могут быть еще и такие неисправности:

зарядный ток велик, несмотря на то, что аккумуляторная батарея полностью заряжена. Очевидно, неисправен или разрегулирован регулятор напряжения или замкнуты между собой провода от клемм Я и Ш, проложенные в общем пучке. Отсоединим при работающем двигателе провод от клеммы Ш реле-регулятора. Если зарядный ток исчезнет, — неисправность в регуляторе напряжения, если величина зарядного тока не изменится, — замкнуты между собой провода от клемм Я и Ш генератора. Место замыкания проводов определить трудно, так как они проложены в общем пучке. Поэтому их следует отключить и заменить другими с исправной изоляцией;

после остановки двигателя и отключения всех потребителей амперметр показывает разрядку. Неисправно реле обратного тока, его контакты не разомкнулись. Следует немедленно отсоединить провод от клеммы Б реле-регулятора, чтобы предотвратить разрядку аккумуляторной батареи через генератор.

На автомобилях ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-13 «Чайка», ЗИЛ-130 в системе электрооборудования амперметр отсутствует, вместо него параллельно контактам реле обратного тока включается контрольная лампочка зарядки аккумуляторной батареи. Лампочка помещается на щитке приборов под красным стеклом.

При неработающем генераторе и включенном зажигании, а также при работающем на малых оборотах двигателе, когда напряжение генератора ниже напряжения аккумуляторной батареи, ток от батареи проходит через генератор, контрольную лампочку и выключатель зажигания. Свечение лампочки указывает на разрядку аккумуляторной батареи. При увеличении оборотов увеличивается напряжение генератора, и, когда оно станет равным напряжению аккумуляторной батареи, лампочка погаснет. При замыкании контактов реле обратного тока контрольная лампочка закорачивается очень малым сопротивлением, проходящий по ней ток настолько мал, что свечения лампочки не будет. Этим характеризуется исправная работа генератора и реле обратного тока. Признаком неисправности в зарядной цепи является свечение контрольной лампочки при работе двигателя на средних и больших оборотах. Чтобы уяснить характер неисправности, замкнем перемычкой клеммы Б и Я реле-регулятора при работающем на средних оборотах двигателе, и по свечению контрольной лампочки будем определять характер неисправности. Возможны следующие варианты:

при замыкании перемычкой клемм Б к Я реле-регулятора контрольная лампочка гаснет (появляется зарядный ток). Неисправно реле обратного тока, оно не включает генератор в цепь;

при замыкании клемм БпЯ зарядный ток не появляется (контрольная лампочка продолжает гореть). Неисправность может быть в генераторе, в реле-регуляторе или в соединяющих их проводах;

при замыкании клемм Б и Я в месте присоединения перемычки возникает сильное искрение, контрольная лампочка продолжает гореть. Перемычку немедленно снять, так как в цепи короткое замыкание.

Способ обнаружения и устранения неисправностей в каждом случае ничем не отличается от описанных выше способов обнаружения и устранения неисправностей в зарядной цепи с амперметром.

Использованная литература:

П. И. Кравченко, Краткий справочник автоэлектрика по определению и устранению неисправностей в системах электрооборудования тракторов, комбайнов и автомобилей. Минск 1967

Оцените статью
АВТОЭЛЕКТРИК
Добавить комментарий