После запуска двигателя с помощью стартера аккумуляторная батарея оказывается несколько разряженной, при работе двигателя на средних оборотах должен появиться зарядный ток. Стрелка амперметра, отмечая ток зарядки, будет отклоняться вправо от нуля. Если стрелка стоит у нуля, — тока в зарядной цепи нет. Отклонение стрелки влево от нуля указывает на разрядку аккумуляторной батареи, что является признаком неисправности зарядной цепи.
Положение стрелки у нуля при работающем генераторе еще не является признаком неисправности, стрелка может стоять у нуля и при исправной цепи, если аккумуляторная батарея полностью заряжена. Убедиться в исправности зарядной цепи поможет включение дальнего света фар. Если при включении фар стрелка амперметра вздрогнет, но на разрядку не отклонится, — неисправности в зарядной цепи нет. Отклонение стрелки на разрядку показывает, что фары загорелись от аккумуляторной батареи, следовательно, зарядная цепь неисправна.
Зарядного тока не будет при неисправности генератора или реле-регулятора, а также при обрыве в проводах зарядной цепи. Проверять зарядную цепь начнем с реле-регулятора.
Замкнем отрезком провода клеммы Б и Я реле- регулятора при работающем на средних оборотах двигателе. Замыкая клеммы Б и Я, подключаем генератор к аккумуляторной батарее напрямую, минуя реле обратного тока и ограничитель тока. В результате этого в зависимости от характера неисправности возможно одно из следующих показаний амперметра :
стрелка амперметра не отклоняется от нуля ни в сторону зарядки, ни в сторону разрядки;
стрелка амперметра отклоняется в сторону зарядки ;
стрелка амперметра отклоняется в сторону разрядки ;
стрелка амперметра резко отклоняется в сторону разрядки до отказа, в месте присоединения перемычки возникает сильное искрение.
Разберем каждый случай показания амперметра в отдельности.
При замыкании перемычкой клемм Б я Я реле- регулятора стрелка амперметра не отклоняется от нуля. Это является верным признаком того, что в зарядной цепи нет тока, следовательно, в зарядной цепи обрыв.
Обрыв может быть на участке цепи от амперметра до клеммы Б реле-регулятора или от клеммы Я реле-регулятора до места соединения минусовой щетки генератора с массой. Обрыва в реле обратного тока и в ограничителе тока нет, так как замыкание перемычкой клеммы Б и Я положения не меняет.
Присоединим один провод контрольной лампы к массе, а вторым коснемся клеммы Б реле-регулятора. Если лампа загорится, цепь от амперметра до клеммы Б исправна. Переключим контрольную лампу на клемму Б реле-регулятора и клемму Я генератора. Если лампа загорится, приходим к выводу, что обрыва в генераторе нет, обрыв в проводе между клеммами Я генератора и реле-регулятора; если лампа не горит,— обрыв внутри генератора.
Неисправный генератор нужно осмотреть, проверить состояние щеток, прижаты ли они к коллектору, 62
целы ли провода от щеток к щеткодержателям и от плюсового щеткодержателя к клемме Я. Если при осмотре устранить неисправность генератора невозможно, необходимо возвращаться к месту стоянки автомобиля, пользуясь энергией аккумуляторной батареи. Звуковым сигналом надо пользоваться как можно реже, избегать пользования светом фар, двигатель заводить только пусковой рукояткой. По прибытию к месту стоянки генератор сдать в ремонт, а аккумуляторную батарею — на подзарядку.
При замыкании, перемычкой клемм Б и Я реле-регулятора стрелка амперметра отклоняется в сторону разрядки. Очевидно, генератор не создает необходимой э.д.с. и реле обратного тока не включает его в цепь. Замыкая перемычкой клеммы Б и Я, подключаем генератор к аккумуляторной батарее мимо реле, создаем дополнительную цепь для тока батареи. Стрелка амперметра, отмечая проходящий по этой цепи ток, отклоняется в сторону разрядки.
Проверим в первую очередь натяжение ремня вентилятора. При слабом натяжении ремень пробуксовывает, якорь генератора вращается медленно и не создает необходимой э.д.с. Отрегулируем натяжение ремня. Если зарядный ток не появится, неисправность следует искать в генераторе или реле-регуляторе. Считаем, что цепь от аккумуляторной батареи до клеммы Б реле-регулятора и от клеммы Я до массы (корпуса генератора) исправна, так как по ней проходит ток аккумуляторной батареи при замыкании клемм Б и Я.
Замкнем перемычкой клеммы Я и Ш реле-регулятора. По появлению зарядного тока делаем вывод, что генератор исправен, неисправность в реле-регуляторе. Если зарядного тока нет, перенесем перемычку на клеммы Я и Ш генератора. Появление зарядного тока указывает, что в проводе между клеммами Ш генератора и реле-регулятора обрыв; если зарядный ток не появится и в этом случае, — неисправен генератор.
Неисправный реле-регулятор подлежит замене. В условиях пути, чтобы обеспечить зарядку аккумуляторной батареи, необходимо отсоединить от клеммы Ш генератора или реле-регулятора провод, изоли-
ровать и отвести его в сторону, а между клеммами Я и Ш генератора включить лампочку с силой света в 15 или 21 св. Напряжение и ток генератора теперь будут зависеть только от оборотов двигателя, однако до опасных пределов не будут возрастать.
При замыкании перемычкой клемм Б к Я реле- регулятора появляется зарядный ток. Появление зарядного тока подсказывает, что генератор исправен, исправны и провода, соединяющие реле-регулятор с аккумуляторной батареей и генератором. Зарядного тока не было по причине неисправности реле обратного тока, оно не включает генератор в цепь. Неисправность реле обратного тока может выражаться в сильном обгорании контактов, обрыве или межвитковом замыкании в параллельной обмотке; контакты реле могут не замыкаться вследствие сильного натяжения пружины или нарушения регулировки регулятора напряжения. Одной из причин, по которой реле обратного тока не включает генератор в цепь, может быть нарушение контакта между клеммами М. генератора и реле-регулятора.
Вскрывать крышку реле-регулятора и производить какие-либо регулировки водителю не разрешается. В данном случае необходимо проверить надежность соединения клемм М генератора и реле-регулятора (соединить эти клеммы дополнительно отрезком провода). Если неисправность не устраняется, присоединить два отрезка провода к клеммам Б и Я реле-регулятора и вывести их в кабину. После запуска двигателя концы проводов соединить, а перед тем, как двигатель заглушить, провода разъединить обязательно во избежание разрядки аккумуляторной батареи через генератор.
При замыкании перемычкой клемм Б и Я реле- регулятора стрелка амперметра резко отклоняется в сторону разрядки до отказа, в месте присоединения перемычки к клеммам возникает сильное искрение. Перемычку немедленно снять, так как в зарядной цепи короткое замыкание. Замыкание может быть в генераторе, реле-регуляторе или в проводах.
Заглушим двигатель. Включим между клеммами Б и Я реле-регулятора контрольную лампу, она ярко загорится. Отсоединим провода ст клемм Я и Ш реле- регулятора. Если лампа будет продолжать гореть, — короткое замыкание в реле-регуляторе. Реле-регулятор с коротким замыканием подлежит замене. При обнаружении неисправности в пути необходимо возвращаться к месту стоянки. Чтобы не разряжать аккумуляторную батарею, водителю необходимо проделать следующее: провод, отсоединенный от клеммы Ш, изолировать и отвести в сторону, а к проводу от клеммы Я и к клемме Б реле-регулятора присоединить два отрезка провода и вывести их в кабину. Между клеммами Я и Ш генератора включить электролампу в 15 или 21 св. После запуска двигателя соединить концы выведенных в кабину проводов (подключить генератор к цепи). Следует помнить, что перед остановкой двигателя обязательно разъединить концы выведенных в кабину проводов, иначе аккумуляторная батарея разрядится через генератор.
Если установлено, что реле-регулятор исправен (при отсоединении проводов от клемм Я и Ш контрольная лампа гаснет) — замыкание в генераторе или в проводах, соединяющих генератор с реле-регулятором. Проверим провода. Для этого отсоединим их от клемм Я та Ш генератора и реле-регулятора, подключим один провод контрольной лампы к клемме Б реле-регулятора, а вторым коснемся поочередно наконечников отключенных проводов. Короткое замыкание в том проводе, при касании которого контрольная лампа загорится. Провод с коротким замыканием необходимо отвести в сторону и закрепить так, чтобы он не касался токонесущих частей, а взамен его поставить другой.
Если исправны и провода и реле-регулятор,— короткое замыкание в генераторе. Его необходимо осмотреть, проверить, не касается ли массы клемма Я на корпусе или плюсовой щеткодержатель, не замыкается ли с массой провод от щеткодержателя к клемме Я или от плюсовой щетки к щеткодержателю. Обнаруженное короткое замыкание ликвидировать, устранив касание оголенных токонесущих деталей о корпус генератора.
Для удобства наблюдения за показанием амперметра при замыкании клемм Б та Я реле-регулятора можно вместо перемычки присоединить к клеммам