К группе стартеров с дистанционным управлением относятся стартеры СТ-4, СТ-14Б, СТ-15, СТ-26, СТ-101, СТ-103, СТ-130, СТ-212 и др. Сущность дистанционного управления заключается в том, что стартер включается нажатием кнопки на щитке приборов или поворотом ключа замка зажигания. Нажатием кнопки или поворотом выключателя зажигания ‘замыкается цепь тягового реле, которое, включившись, замыкает рабочую цепь стартера.
В цепи стартеров с дистанционным управлением предусмотрено реле включения. Поворотом выключателя зажигания или посредством другого включателя замыкается цепь катушки 12 реле включения (рис. 6), контакты 7 реле замыкаются и подключают к аккумуляторной батарее втягивающую 2 и удерживающую 3 обмотки тягового реле. Якорь 5 тягового реле втягивается, вводит с помощью рычага включения 13 шестерню стартера в зацепление с венцом маховика и в конце хода замыкает контактным кольцом 1 контакты рабочей цепи стартера, соединяя его с аккумуляторной батареей. По рабочей цепи проходит основной ток, якорь стартера начинает вращаться и приводит во вращение коленчатый вал двигателя.
При замыкании контактов рабочей цепи втягивающая обмотка 2 закорачивается, якорь тягового реле удерживается во включенном положении только удерживающей обмоткой.
Катушка 12 реле включения соединена с массой не непосредственно, а через обмотки генератора. Такое соединение выполнено с целью автоматического отключения стартера после запуска двигателя.
1 — контактное кольцо; 2 — втягивающая обмотка; 3 — удерживающая обмотка; 4 — корпус
(магнитопровод); 5 — якорь; 6 — возвратная пружина; 7— контакты; 8 — ограничитель; 9— якорек; 10— ярмо; 11— пружина; 12— катушка; 13— рычаг включения; 14— включатель; 15, 16, 17, 18 — клеммы тягового реле; 19 — стартер.
При включении стартера реле включения находится под полным напряжением аккумуляторной батареи, его контакты прочно удерживаются во включенном положении. После запуска двигателя генератор начинает создавать э.д.с. и реле оказывается под разностью напряжений аккумуляторной батареи и генератора. Проходящий по катушке ток уменьшается, и пружина размыкает контакты, вследствие чего удерживающая катушка тягового реле обесточивается и стартер выключается, несмотря на то, что включатель находится еще в положении включения.
Из схемы (рис. 6) видно, что стартер с дистанционным управлением имеет три электрические цепи: катушки реле включения, цепь втягивающей и удерживающей обмоток тягового реле и рабочую цепь стартера. При неисправности в одной из этих цепей стартер включаться не будет.
Если стартер не включается, обратим внимание в первую очередь на положение регулировочного винта, ограничивающего отход рычага включения. Самоот- винчивание этого винта может привести к тому, что стартер включаться не будет. В таком случае регулировочный винт нужно несколько ввинтить в крышку стартера и, добившись правильного его положения, надежно закрепить контргайкой. Если после этой регулировки стартер также не включается, перейдем к определению неисправности в его электрических цепях.
Определить, в какой цепи неисправность, можно путем включения стартера от руки (нажав рукой на рычаг включения до отказа). Если якорь начнет вращаться — рабочая цепь исправна, неисправность в цепях реле. Если якорь не вращается — неисправность в рабочей цепи, либо механическая неисправность стартера.
Неисправности в рабочей цепи и механические неисправности стартера описаны ранее на примере стартера с непосредственным управлением. Остановимся на неисправностях, которые могут быть в цепях тягового реле и реле включения. Установить, в какой цепи неисправность, можно с помощью контрольной лампы. Присоединим один провод контрольной лампы к массе, а второй — к клемме 17 тягового реле и включим стартер. Если лампа загорится, а тяговое реле не сработает — неисправна втягивающая обмот ка, реле включения и отходящие от него провода исправны.
При обрыве удерживающей обмотки будет наблюдаться частое включение-выключение стартера, сопровождающееся щелчками тягового реле и ударами шестерни о венец маховика. Происходит это потому, что якорь тягового реле втягивается одной только втягивающей обмоткой, которая при замыкании рабочих контактов закорачивается и перестает действовать. Сердечник реле под действием возвратной пружины начнет отходить назад, но в это время втягивающая обмотка снова включается, и процесс повторяется.
При разряженной или сульфатированной аккумуляторной батарее будет наблюдаться такая же картина, как и при обрыве удерживающей обмотки. Напряжение такой аккумуляторной батареи при включении стартера быстро падает, отчего сильно уменьшается ток в удерживающей катушке тягового реле и она не в силах удержать якорь во включенном состоянии. Возвратная пружина отводит якорь назад, но в это время включается втягивающая обмотка и якорь опять втягивается.
И в том, и в другом случае процесс включения- выключения стартера будет продолжаться до тех пор, пока водитель не выключит стартер.
Необходимо проверить состояние аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой и осмотреть клеммы рабочей цепи стартера. С помощью контрольной лампы проверим удерживающую обмотку тягового реле. Для этого отсоединим провод от клеммы 17 тягового реле и между отсоединенным проводом и клеммой включим контрольную лампу. Снимем шину, соединяющую клемму 16 втягивающей обмотки с клеммой рабочей цепи стартера, и включим стартер. Если контрольная лампа загорится, обрыва в удерживающей обмотке нет.
Стартер с оборванной втягивающей или удерживающей обмоткой тягового реле подлежит сдаче в ремонт.
Допустим, контрольная лампа, включенная между клеммой 17 тягового реле и отсоединенным от нее проводом, при включении стартера не загорелась. Обратим внимание на щелчок реле включения, который должен последовать сразу же за поворотом включателя в положение включения стартера (при замыкании контактов реле включения издается негромкий, но ясно слышимый щелчок). При наличии щелчка цепь катушки реле включения исправна, обрыв следует искать в цепи между клеммами 15 и 17 тягового реле (включая клеммы Б и С и контакты реле включения).
Соединим один провод контрольной лампы с массой, а вторым поочередно будем касаться всех клемм цепи. Если при касании клеммы В лампа горит, а при касании клеммы С (при включенном стартере) не горит, — обрыв в контактах, их необходимо зачистить; если при касании клеммы С лампа горит, — обрыв в проводе между клеммами С и 27; при обрыве в проводе между клеммами 15 и Б лампа при касании клеммы Б гореть не будет.
Рассмотрим случай, когда при включении стартера щелчка реле включения не последовало. Если при этом другие потребители действуют исправно, обрыв следует искать в цепи от клеммы СТ выключателя зажигания до клеммы Я реле-регулятора. Проверим эту цепь с помощью контрольной лампы, предварительно отсоединив провод от клеммы Я реле включения. Если при касании клеммы Я реле включения лампа загорится, хотя бы и слабым накалом, цепь до этой клеммы, включая и катушку реле, исправна, обрыв в проводе между клеммами Я реле-регулятора и реле включения; при касании клеммы Я реле включения лампа не горит, а при касании клеммы К загорается — обрыв в катушке реле. Если при касании клеммы СТ включателя зажигания лампа не горит — обрыв в выключателе.
При неисправности включателя стартера или реле включения стартер можно включить, соединив отрезком провода клеммы С и Б реле включения. Такое соединение должно быть кратковременным и применяться только для пуска двигателя.
Если после пуска двигателя стартер не выключается,— произошло пригорание контактов реле включения. Необходимо немедленно отсоединить провод от клеммы Б и С реле включения. После этого реле следует сиять и устранить неисправность, либо заменить новым.
Использованная литература:
П. И. Кравченко, Краткий справочник автоэлектрика по определению и устранению неисправностей в системах электрооборудования тракторов, комбайнов и автомобилей. Минск 1967