Зил 130 схема кпп

zil 130 shema kpp Блог

Для проверки работоспособности КПП применяют специальный стенд, который имеется на профессиональных станциях технического обслуживания. В нем есть специальное отверстие с приводом. Устройство обеспечивает аналогичную нагрузку, чтобы проверить работоспособность внутренних деталей, проанализировать состояние емкости для трансмиссионной жидкости.

ЗИЛ – это грузовой автомобиль, который оснащен пятиступенчатой коробкой переключения передач. Производитель оснащает транспортное средство трехкодовой механической трансмиссией. Здесь применяется синхронизирующее устройство, которое имеет инерционный тип.

Чтобы понять принцип работы, необходимо знать тип коробки и устройство. Конструкция также оснащена подшипниковым устройством цилиндрического типа. Ниже представлена схема и чертеж расположения.

Здесь можно посмотреть расположение косозубых шестеренок, вторичного вала, зубчатых кареток, промежуточного шкива. На основном блоке расположена большая шестеренка. Коробка переключения передач оснащается внутренним картером, куда требуется периодически заливать расходные материалы. Для поддержания нормального состояния требуется трансмиссионная смазка. Картер закрывается крышкой. Она выполняет функцию защиты. Сюда крепят механизм, который переключает скорости. На рисунке: а – устройство передачи; б – первая; в – вторая; г – третья; д – четвертая; е – пятая; ж – задний ход.

Поэтому, для наиболее часто используемых передач, применяют синхронизаторы фрикционного типа, которые выравнивают угловые скорости соединяемых деталей за счет трения на их конических поверхностях.

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Автомобили ГАЗ

Автомобили ЗИЛ

Автомобили КАМАЗ

Автомобили МАЗ

Автомобили КРАЗ

Автомобили УРАЛ

Конструкция коробки передач автомобиля ЗИЛ-130

Конструкция коробки передач ЗИЛ-130 показана на рис.2. Она имеет ведущий вал 1, установленный на подшипнике 2, который фиксируется в осевом направлении стопорным кольцом 3.

Заодно с валом изготовлено зубчатое колесо 4, которое входит в постоянное зацепление с колесом 34, укрепленном на промежуточном валу 33. На нем, также неподвижно, расположены зубчатые колеса 25, 26, 28, 29 и 31.

Промежуточный вал КПП ЗИЛ-130 установлен в подшипниках качения 22 и 35. Ведомый вал 24 вращается в подшипниках 17 и 37.

На нем расположены зубчатые колеса 16, 14, 8 и 7, соответственно первой, второй, третьей и четвертой передачи.

Колесо 16 установлено на шлицах вала, что обеспечивает его осевое перемещение не только для включения первой передачи, но и для передачи заднего хода.

Остальные зубчатые колеса коробки передач ЗИЛ-130 размещены в подшипниках скольжения и находятся в постоянном зацеплении с колесами промежуточного вала.

Кроме зубчатых колес на ведомом валу посредством шлицевых соединений размещены две зубчатые сцепные муфты с синхронизаторами 5 и 13.

Муфта с синхронизатором 5 служит для включения четвертой и пятой передачи, а муфта с синхронизатором 13 – второй и третьей передачи.

Для передачи заднего хода в КПП ЗИЛ-130 включается блок зубчатых колес 41 через зубчатые колеса 28 и 16.

Зубчатые передачи и подшипники смазываются разбрызгиванием масла, которое заливается в коробку передач до некоторого контролируемого уровня.

Выравнивание (синхронизация) угловых скоростей соединяемых деталей коробки передач необходимо при переключении зубчатых зацеплений с целью изменения скорости автомобиля.

Переключение силового потока в коробке передач ЗИЛ-130 с одного зубчатого зацепления на другое при высокой разности их угловых скоростей сопровождается ударными нагрузками, шумом и приводит к быстрому выходу из строя зубчатых колес.

Поэтому, для наиболее часто используемых передач, применяют синхронизаторы фрикционного типа, которые выравнивают угловые скорости соединяемых деталей за счет трения на их конических поверхностях.

Момент трения на этих поверхностях уравновешивает соответствующий момент инерции вращающихся масс в течение заданного времени (менее 1 с) при отключенном двигателе.

Конструкция для проверки синхронизатора КПП ЗИЛ-130 состоит из передвижной муфты 1 с диском, на который воздействует вилка переключения передач, и двух наружных зубчатых венцов 6.

Муфта 1 из нейтрального положения (рис.3, б) перемещается влево или вправо на шлицах ведомого вала коробки передач и тогда венцы 6 входят, после синхронизации скоростей, в зацепление с внутренними зубчатыми венцами соответствующих колес, например, на рис.3, в, г показано перемещение муфты влево и вхождение в зацепление венца 6 с внутренним зубчатым венцом 8 на колесе 7.

Предварительная синхронизация скоростей для муфты 1 и колеса 7 обеспечивается прижатием конусного кольца 2 к конусу колеса 7.

Надежность работы синхронизатора КПП ЗИЛ-130 обеспечивают шесть пальцев, которые соединяют конусные кольца 2 и диск муфты 1.

Три из них – блокирующие пальцы 3, которые жестко связывают конусные кольца 2, а три остальные – фиксирующие 5, которые упруго связывают муфту 1 и конусные кольца 2 посредством пружин 4.

Упругое смещение муфты 1 и конусных колец 2 ограничивает величина кольцевого зазора между
конусными поверхностями диска муфты и блокирующего пальца.

Возвращение в исходное положение конусных колец 2 относительно муфты 1 в тангенциальном направлении осуществляется фиксирующими пальцами 5 (после выключения передачи). Они же осуществляют осевую фиксацию муфты в нейтральном положении.

Механизм переключения передач ЗИЛ-130 (рис.2) расположен в крышке коробки. Переключение осуществляется от руки водителя посредством качающегося рычага 51, который установлен в сферическом гнезде крышки.

Рис.2. Пятиступенчатая коробка передач ЗИЛ-130

1 – ведущий вал; 2, 17, 22, 35, 37, 39 – подшипники; 3, 21, 23, 36 – стопорные кольца; 4 и 34 – зубчатые колеса постоянного зацепления ведущего и промежуточного валов; 5 – синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 – втулка зубчатого колеса четвертой передачи; 7 и 31 – зубчатые колеса четвертой передачи; 8 и 29 – зубчатые колеса третьей передачи; 9 – шарик фиксатора; 10 – пружина фиксатора; 11 – штифт замка стержней переключения передач; 12 – шарик замка; 13 – синхронизатор второй и третьей передачи; 14 и 26 – зубчатые колеса второй передачи; 15 – вилка переключения первой передачи и передачи заднего хода; 16 – зубчатое колесо первой передачи и передачи заднего хода; 18 – кронштейн стояночного тормозного механизма; 19 – фланец карданного шарнира; 20 и 38 – манжеты; 24 – ведомый вал КПП ЗИЛ-130; 25 – ведущее зубчатое колесо первой передачи; 27, 30 и 32 – стопорные шайбы; 28 – зубчатое колесо передачи заднего хода промежуточного вала; 33 – промежуточный вал КПП ЗИЛ-130; 40 – распорная втулка; 41 –
блок зубчатых колес передачи заднего хода; 42 – установочная втулка; 43 – пробка контрольно-заливочного отверстия; 44 – крышка люка отбора мощности; 45 – зубчатое колесо привода передач; 55 спидометра; 46 – сливная пробка с магнитом; 47 – сапун; 48 – предохранитель включения первой передачи и передачи заднего хода; 49 – ось промежуточного рычага; 50 – фиксатор; 51 – рычаг переключения передач; 52 – промежуточный рычаг; 53 – ползун переключения первой передачи и передачи заднего хода

Рис.3. Конструкция синхронизатора КПП ЗИЛ-130

1 – муфта; 2 – конусное кольцо; 3 – блокирующий палец; 4 – пружина; 5 – фиксирующий палец; 6 – зубчатый венец муфты; 7 – зубчатое колесо; 8 – внутренний зубчатый венец зубчатого колеса

Нижний конец рычага 51 входит в паз одной из вилок, закрепленных на ползунах. Под действием рычага та или другая вилка перемещает муфту с синхронизатором, включая нужную передачу.

Для уменьшения хода рычага, при включении первой передачи и передачи заднего хода, предусмотрен промежуточный рычаг 52, который установлен на оси 49. Тем самым достигается примерно одинаковый ход рукоятки рычага для переключения всех передач КПП ЗИЛ-130.

Фиксация ползунов в нейтральном и рабочих положениях осуществляется с помощью шариков 9 и пружин 10, которые размещены в приливах крышки.

Шарики 9 входят в фиксирующие углубления на ползунах, обеспечивая с одной стороны отсутствие самовключения и самовыключения передачи и с другой стороны – возможность переключения передач с небольшим усилием руки водителя.

При включении первой передачи или передачи заднего хода в КПП ЗИЛ-130 необходимо предварительно сжать рычагом 51 до упора пружину предохранителя 48. После этого рычаг переводится в положение, которое позволяет переместить вилку 15 и ползун 53.

Для предотвращения одновременного включения двух передач предусмотрено замыкающее (блокирующее) устройство, состоящее из штифта 11 и двух пар шариков 12.

При перемещении одного из ползунов, два других оказываются запертыми в нейтральном положении с помощью шариков и штифта.

Запирание осуществляется за счет подбора длины штифта 11 и диаметра шариков 12 в соответствии с расстояниями между ползунами, которые имеют стопорящие углубления в горизонтальной плоскости.

Техническое обслуживание коробки передач ЗИЛ-130 заключается в периодической проверке крепления ее к картеру сцепления и поддержания нормального уровня масла (до заливной пробки).

При смене масла, при сборке коробки передач нельзя допускать попадания в нее грязи, песка.

Это может вызвать заедание колес на вторичном валу, повышенный износ синхронизаторов и подшипников. Необходимо периодически очищать магнит сливной пробки и промывать сапун на крышке коробки передач или продувать вентиляционную трубку.

В случае засорения сапуна или трубки повышается давление в коробке передач, что может привести к течи масла через уплотнительные манжеты.

При разборке коробки передач ЗИЛ-130 нужно проверять надежность стопорения и затяжку гаек крепления подшипников.

Момент затяжки должен быть не менее 250 Нм. Стопорятся гайки вдавливанием их края в паз вала.

Вдавливание производят оправкой, которая может быть изготовлена из зубила с затуплением его острого конца для предотвращения разрыва края гайки.

Отворачивать гайку следует ключом с длинным плечом без предварительного выправления вдавленного края.

Для снятия рычага переключения передач с крышки коробки необходимо вывернуть корпус предохранителя на восемь—десять оборотов, чтобы его сухарь вышел из отверстия в промежуточном рычаге.

В крышке коробки передач необходимо проверять затяжку болтов крепления вилок и головок на стержнях и надежность стопорения их проволокой. Момент затяжки болтов должен составлять 13 . 20 Нм.

Данная запчасть ЗИЛа собирается в такой последовательности:

Механизм переключения КПП

Характеристики ЗИЛ-130 предусматривают проведение сборки узла переключения при помощи специального приспособления, которое можно найти на СТО.

Схема выполнения процесса выглядит так.

  1. В устройстве фиксируется крышка трансмиссии. На торцевой части инструмента имеется отверстие, в которое помещается заглушка при помощи оправки и молотка, ударами по центру элемента.
  2. Собирают сапун, затем закручивают его в крышку.
  3. Запрессовывают пару установочных втулок.
  4. В специальные канавки монтируют фиксирующие пружины.
  5. В левое гнездо помещают шарик, используя бородок.
  6. Монтируют шток активации первой и задней передачи, предварительно нанеся на деталь трансмиссионную смазку.
  7. Устанавливают шток во внутреннюю часть крышки, при этом отверстие крепления должно перекрываться. Далее ставят головку и вилку первой и второй скорости. Ступицу направляют в сторону отверстий с заглушками.
  8. Передвигают шток до совмещения между собой шара фиксации и гнезда нейтрального диапазона. Перед этим монтируют парами блокировочные элементы.
  9. Поскольку размеры ЗИЛ-130, как и масса, довольно внушительные, предохранительные головки следует закреплять надежно, дополнительно фиксируя их стопорными болтами. Затем ставятся шплинты и заглушки.

Грузовой автомобиль ЗИЛ-130

Оцените статью
АВТОЭЛЕКТРИК
Добавить комментарий