Вся жизнь «За рулём»

vsya zhizn za rulyom Блог

Когда-то мы все лишь мечтали об автомобилях. Часть будущих автомобилистов была «будущими» в силу возраста, а старшее поколение не всегда могло себе позволить автомобиль по причине его дефицитности. Нельзя было прийти в автосалон, оставить предоплату и забрать новенькую машину через месяц, как сейчас. Своего автомобиля приходилось ждать годами. Особого выбора также не было: один класс, три марки, четыре, не сильно отличающиеся друг от друга модели. И долгие годы единственной дверцей в мир моторов для советских граждан оставался журнал «За рулём».

za rulyom 1
za rulyom 1

Первый номер журнала увидел свет 23 февраля 1928 года. Сложное время для страны, журнал об автомобилях появившийся в год свёртывания НЭПа сейчас представляется не совсем уместным. Однако первоочередной целью журнала в те годы было повышение культуры граждан, осознание автомобиля не как роскоши, а как средства передвижения и перевозки грузов, инициирование развития дорожной сети.

В первом номере смело поднималась тема отсталости промышленности молодой страны, в которой лишь планируется строительство большого автомобильного завода, в то время как завод Ford за день способен выпустить 100 автомобилей в день. Весь функционирующий автопарк СССР на тот момент насчитывал 12 000 автомобилей.

za rulyom 2
za rulyom 2

Редакция журнала брала на себя весьма серьёзную задачу: «Изыскание путей и способов скорейшей автомобилизации СССР». На примере заграничного опыта, редакция знакомила подписчиков с отраслью западных стран и рассматривала сценарии развития в будущем.

Другой важной задачей, было зарождение во всех слоях граждан, в каждой труднодоступной деревне энтузиазма для строительства дорог, особо отмечая, что для этого не нужны большие деньги или дорогое оборудование, а лишь желание приблизить наступление будущего. Главным помощником тут представлялся тракторист, как наиболее приблизившийся к этому будущему, и осознающий перспективу развития дорожной сети.

«За рулём» стал рупором для самого большого специалиста и знатока автомобилей и промышленности в целом – Чудакова Евгения Алексеевича, учёного, на тот момент профессора, а затем и академика и двукратного лауреата Сталинской премии. В нескольких колонках сразу он доступно нёс знания читателям, знакомил с новинками промышленности и перспективами развития.

za rulyom 3
za rulyom 3

На обложке первого номера «За рулём» был изображен тысячный автомобиль, вышедший за ворота ЗИЛ: АМО-Ф-15. Это был первый серийный советский автомобиль. Конечно, по сегодняшним меркам, серийным его назвать можно весьма условно. Выпуск начался в 1924 году, а тысячный автомобиль появился лишь 1928-м. И этой модели уделено в первом номере достаточно много внимания, шофёры из разных городов, работающие на этом грузовичке, дают свою взвешенную оценку, хвалят его за надёжность мотора и крепкий кузов, но не стесняются и критиковать за неудобную посадку, ненадёжный дифференциал ну и, разумеется, качество сборки – уже вековой бич нашего автопрома.

za rulyom 4
za rulyom 4

Интересна рубрика, в которой говорится об англичанине Малькольме Кемпбелле, установившем новый рекорд скорости на отметке 330 км/ч, за рулём специально построенного «Непиэр-Синяя птица». В заметке особо отмечается, что никакого практического толку от этого нет и это лишь шумиха для привлечения внимания к отдельному автопроизводителю и пропаганда автомобилизма. Однако, автор заметки вынужден отметить, что опыт, полученный при постройке гоночных автомобилей полезен, и может пригодиться в последующем.

za rulyom 5
za rulyom 5

Журнал получил заслуженную популярность, шел в ногу со временем и советской действительностью. В разные годы в редакции работало множество выдающихся людей, знаменитых инженеров, учёных, авторов и людей художественного искусства. Консультантами нередко выступали специалисты автозаводов Союза, а так же НАМИ и МАДИ. Над оформлением журнала работали передовые дизайнеры своей эпохи и талантливые художники – начиная от шрифта названия, меняющегося в духе времени, заканчивая иллюстрациями на страницах – в те годы всё рисовалось руками, а не с помощью компьютеров.

za rulyom 6
za rulyom 6

С развитием автомобильной промышленности менялся и журнал, менялись рубрики и общие настроения, однако цель оставалась всё та же – воспитание автомобилиста в советском гражданине. Каждый легковой автомобиль, выпущенный нашими автопроизводителями, передавался на длительное тестирование в редакцию, о ходе которого постоянно сообщалось в соответствующей рубрике. Это был не тот поверхностный тест поведения на дороге и эргономики салона, а полноценный обзор автомобиля глазами владельца его ежедневно эксплуатирующего. Рассказывалось о возникающих неисправностях, способах их устранения своими силами в гараже, эксплуатационных промахах, допущенных заводом. Иногда те даже реагировали на критику и исправлялись.

za rulyom 7
za rulyom 7

Со временем всё больше информации стало появляться о заграничном автопроме, об одноклассниках наших «Жигулей» и «Москвичей», а так же космических, не имеющих аналогов в нашей стране, спорткарах и лимузинах.

Одной из самых интересных и полезных рубрик была «Шоферская смекалка», переименованная затем в «Советы бывалых». В эту рубрику писали автомобилисты. Рассказывали о том, как они модернизировали свои серийные автомобили, о изобретениях, улучшающих характеристики и позволяющих выбраться из бездорожья, а так же временно исправить поломку в дороге, вдалеке от сервисов. Иногда к советам давались комментарии специалистов НАМИ и МАДИ, а некоторые жёстко и аргументированно критиковались как опасные. Автор лучшего совета номера, получал подарок. В иных рубриках высмеивались некультурные водители, некомпетентные дорожные службы, расставляющие как попало дорожные знаки.

za rulyom 8
za rulyom 8

Вероятно, не будет преувеличением отметить, что сегодня, по отношению водителя к автомобилю, по поведению на дороге, по соблюдению правил и отношению к другим участникам движения можно сделать заключение: воспитан этот человек на ценностях, которые долгие годы пропагандировались в автомобилистах журналом «За рулём», или же этот гражданин случайно оказался в рядах водителей.

Оцените статью
АВТОЭЛЕКТРИК
Добавить комментарий