В заводской документации автомобиль ВАЗ 2110 с силовым агрегатом ВАЗ 21120 (93 л.с) с 16-ти клапанной головкой блока цилиндров принято обозначать индексом ВАЗ 21103.
А появление прогрессивной технологии в системе управления двигателем было обусловлено тенденциями автомобильного сообщества.
Историческая справка
Прототипом для нового автомобиля, или как принято называть – платформой, послужила модель ВАЗ 2108.
Окрыленные успехом «восьмерки», ставшей первенцем среди отечественных переднеприводных моделей, автопроизводитель сосредоточил усилия на:
- Доработке кузова хэтчбек (ВАЗ 2108) в седан;
- Разработке нового силового агрегата.
Но в процессе работ в «восьмерку» было внесено множество изменений, что признали нецелесообразным для подобной реконструкции. По расчетам специалистов, цена автомобиля существенно возрастала, делая его неконкурентоспособным.
И тогда проект разделили на 2 направления:
- Создание модели с кузовом седан (ВАЗ 21099) (см. также схема электропроводки ВАЗ 21099) с максимальной унификацией деталей от ВАЗ 2108;
- Разработку новой платформы и нового силового агрегата «десятого» семейства.
Разработка проекта «110»
В 1985 году, когда проект был запущен, на международном автомобильном рынке появились новые модели:
- Opel Astra;
- Opel Kadett E;
- VW Golf Mk2;
- Daewoo Nexia.
Ряд технических решений использовавшихся в этих машинах были признаны перспективными.
И именно поэтому Тольяттинский автозавод пригласил к сотрудничеству по созданию и доводке новой платформы, имевшей обозначение проект «110» мировых производителей, принимавших участие в выпуске иномарок:
- Американскую фирму Delphi, разработавшую и поставлявшую систему впрыска топлива для ВАЗовских двигателей под брендом GM;
- Немецкую компанию Porsche, которая доводила ездовые параметры автомобиля по проекту ВАЗ 2108;
- Немецкого производителя Bosh, который поставляет и сегодня на авто конвейер систему управления двигателем.
Справочно: Помимо работ по доводке «восьмерки», специалисты компании Porsche совместно с отечественными инженерами трудились над созданием двигателя с 16-клапанной головкой.
И их наработки легли в основу целого семейства двигателя ВАЗ 21120.
В результате чего:
- Семейство ВАЗ в лице «восьмерки», «девятки» и «десятки» праву считается самым быстрым среди моделей Горьковского автозавода (см. также схема проводки ВАЗ – 2110 инжектор);
- Управляемость моделей также довольно высока, поскольку предсерийные образцы тестировались на полигоне фирмы Porsche;
- Системы управления двигателем и нейтрализации вредных выбросов позволили двигателю вписаться в экологические нормативы ЕВРО 3.
Особенности электросистемы
Все переднеприводное семейство автомобилей ВАЗ имеет конструктивные особенности, повлиявшие на комплектацию и расположение электронных компонентов .
В частности, схема электропроводки ВАЗ 21103 имеет специфические отличия, которые зависят от типа применяемого контроллера:
- На силовом агрегате с 16-ти клапанной крышкой устанавливался контроллер М1.5.4N;
- Автомобиль мог комплектоваться контроллером «Январь-5.1»;
- Ряд моделей оснащались контроллером BOSCH MP7.0H.
Справочно: 16-ти клапанная конструкция имеет самое непосредственное отношение к нейтрализации вредных выбросов, тогда как 8-ми клапанная уже исчерпала свои возможности для модернизации.
Это всячески поддерживается производителем – достаточно посмотреть рекламное видео, где данные двигатели соответствуют требованиям ЕВРО 3.
Современные реалии
Современное поколение ВАЗ 21103 ведет свой отсчет с 1995 года – ровно через 10 лет после разработки и доводки предсерийного образца до полноценной модели.
В заводской номенклатуре данная модификация с 16-ти клапанным силовым агрегатом именуется LADA 110.
Справочно: в семействе «110» есть еще один 16-ти клапанник – ВАЗ-21124 (90 л.с.) с распределенным впрыском топлива и электронным управлением (см. также схема проводки ВАЗ 21124).
В иерархии отечественного автопрома ВАЗ 21103 позиционируется как автомобиль высокого класса, а его техническое оснащение подразумевает:
- электронную систему управления двигателем;
- бортовой (маршрутный) компьютер с функциями диагностики;
- гидроусилитель руля;
- электрические стеклоподъемники.
Справочно: первых несколько тысяч автомобилей оснащались карбюраторами, несмотря на установку электронной системы управления двигателем. Позже карбюратор заменили системой впрыска.
Разновидности контроллеров
Постоянные поиски программного комплекса, способного полноценно контролировать работу силового агрегата в нормах ЕВРО 3, не могли не отразиться на технической комплектации автомобиля.
Это привело к тому, что на автомобиле ВАЗ 21103 разных лет выпуска установлены разные контроллеры:
- Январь 5.1.х;
- Bosch M1.5.4;
- Bosch MP7.0;
- Bosch M7.9.7;
- VS 5.1.
Справочно: на контроллере производителем обязательно указывается версия установленной прошивки. Ее можно увидеть, если своими руками открыть корпус – на этикетке под штрих-кодом ее заводской индекс.
Совместимость электронных компонентов
Поскольку контроллеры выпускались разными производителями, многие из них отличаются не только технически, но и коммутативно:
- Имеют собственный разъем, не совместимый с другими контроллерами;
- Отличаются количеством контактов и проводов;
- Имеют различные алгоритмы режимов (нет аппаратной совместимости);
- Контроллеры последних лет выпуска имеют встроенные коммутаторы, тогда как более ранние модели строились на модулях зажигания.
В частности, Bosch MP7.0:
- изначально создавался для автомобилей LADA 110, продаваемых на внешних рынках;
- имеет разъем на 55 контактов;
- не содержит ни программной, ни аппаратной совместимости с другими блоками;
- способен работать после модернизации на других типах ЭСУД.
Другие контроллеры, такие как Bosch M1.5.4, VS 5.1 и Январь 5.1:
- программно несовместимы друг с другом;
- имеют разную прошивку;
- но могут заменить друг друга (при этом изменится алгоритм работы двигателя).
Справочно: у каждого контроллера своя аппаратная реализация алгоритма впрыска топлива.
Чаще всего реализована одна из трех: либо одновременный впрыск, либо фазированный или попарно – параллельный впрыск.
Каждый алгоритм впрыска имеет свои характерные особенности:
- комплектуется специальным ЭБУ;
- прошивается конкретной версией программного обеспечения;
- комплектуется отдельной проводкой.
Выводы
Основные трудности в обслуживании автомобиля ВАЗ 21103 вызывает работа электронных систем и их совместимость. Надеемся, что представленные в статье базовые знания помогут вам разобраться во всех особенностях.