Проводка ВАЗ 21103: особенности 16-ти клапанника

provodka vaz 21103 osobennosti 16 ti klapannika Блог

В заводской документации автомобиль ВАЗ 2110 с силовым агрегатом ВАЗ 21120 (93 л.с) с 16-ти клапанной головкой блока цилиндров принято обозначать индексом ВАЗ 21103.

А появление прогрессивной технологии в системе управления двигателем было обусловлено тенденциями автомобильного сообщества.

проводка ваз 21103

Историческая справка

Прототипом для нового автомобиля, или как принято называть – платформой, послужила модель ВАЗ 2108.

Окрыленные успехом «восьмерки», ставшей первенцем среди отечественных переднеприводных моделей, автопроизводитель сосредоточил усилия на:

  1. Доработке кузова хэтчбек (ВАЗ 2108) в седан;
  2. Разработке нового силового агрегата.

Но в процессе работ в «восьмерку» было внесено множество изменений, что признали нецелесообразным для подобной реконструкции. По расчетам специалистов, цена автомобиля существенно возрастала, делая его неконкурентоспособным.

И тогда проект разделили на 2 направления:

  1. Создание модели с кузовом седан (ВАЗ 21099) (см. также схема электропроводки ВАЗ 21099) с максимальной унификацией деталей от ВАЗ 2108;
  2. Разработку новой платформы и нового силового агрегата «десятого» семейства.

схема электропроводки ваз 21103

Разработка проекта «110»

В 1985 году, когда проект был запущен, на международном автомобильном рынке появились новые модели:

  1. Opel Astra;
  2. Opel Kadett E;
  3. VW Golf Mk2;
  4. Daewoo Nexia.

Ряд технических решений использовавшихся в этих машинах были признаны перспективными.

И именно поэтому Тольяттинский автозавод пригласил к сотрудничеству по созданию и доводке новой платформы, имевшей обозначение проект «110» мировых производителей, принимавших участие в выпуске иномарок:

  1. Американскую фирму Delphi, разработавшую и поставлявшую систему впрыска топлива для ВАЗовских двигателей под брендом GM;
  2. Немецкую компанию Porsche, которая доводила ездовые параметры автомобиля по проекту ВАЗ 2108;
  3. Немецкого производителя Bosh, который поставляет и сегодня на авто конвейер систему управления двигателем.

Справочно: Помимо работ по доводке «восьмерки», специалисты компании Porsche совместно с отечественными инженерами трудились над созданием двигателя с 16-клапанной головкой.
И их наработки легли в основу целого семейства двигателя ВАЗ 21120.

В результате чего:

  1. Семейство ВАЗ в лице «восьмерки», «девятки» и «десятки» праву считается самым быстрым среди моделей Горьковского автозавода (см. также схема проводки ВАЗ – 2110 инжектор);
  2. Управляемость моделей также довольно высока, поскольку предсерийные образцы тестировались на полигоне фирмы Porsche;
  3. Системы управления двигателем и нейтрализации вредных выбросов позволили двигателю вписаться в экологические нормативы ЕВРО 3.

схема проводки ваз 21103

Особенности электросистемы

Все переднеприводное семейство автомобилей ВАЗ имеет конструктивные особенности, повлиявшие на комплектацию и расположение электронных компонентов .

В частности, схема электропроводки ВАЗ 21103 имеет специфические отличия, которые зависят от типа применяемого контроллера:

  1. На силовом агрегате с 16-ти клапанной крышкой устанавливался контроллер М1.5.4N;
  2. Автомобиль мог комплектоваться контроллером «Январь-5.1»;
  3. Ряд моделей оснащались контроллером BOSCH MP7.0H.

Справочно: 16-ти клапанная конструкция имеет самое непосредственное отношение к нейтрализации вредных выбросов, тогда как 8-ми клапанная уже исчерпала свои возможности для модернизации.
Это всячески поддерживается производителем – достаточно посмотреть рекламное видео, где данные двигатели соответствуют требованиям ЕВРО 3.

Современные реалии

Современное поколение ВАЗ 21103 ведет свой отсчет с 1995 года – ровно через 10 лет после разработки и доводки предсерийного образца до полноценной модели.

В заводской номенклатуре данная модификация с 16-ти клапанным силовым агрегатом именуется LADA 110.

Справочно: в семействе «110» есть еще один 16-ти клапанник – ВАЗ-21124 (90 л.с.) с распределенным впрыском топлива и электронным управлением (см. также схема проводки ВАЗ 21124).

В иерархии отечественного автопрома ВАЗ 21103 позиционируется как автомобиль высокого класса, а его техническое оснащение подразумевает:

  1. электронную систему управления двигателем;
  2. бортовой (маршрутный) компьютер с функциями диагностики;
  3. гидроусилитель руля;
  4. электрические стеклоподъемники.

Справочно: первых несколько тысяч автомобилей оснащались карбюраторами, несмотря на установку электронной системы управления двигателем. Позже карбюратор заменили системой впрыска.

Разновидности контроллеров

Постоянные поиски программного комплекса, способного полноценно контролировать работу силового агрегата в нормах ЕВРО 3, не могли не отразиться на технической комплектации автомобиля.

Это привело к тому, что на автомобиле ВАЗ 21103 разных лет выпуска установлены разные контроллеры:

  1. Январь 5.1.х;
  2. Bosch M1.5.4;
  3. Bosch MP7.0;
  4. Bosch M7.9.7;
  5. VS 5.1.

Справочно: на контроллере производителем обязательно указывается версия установленной прошивки. Ее можно увидеть, если своими руками открыть корпус – на этикетке под штрих-кодом ее заводской индекс.

Совместимость электронных компонентов

Поскольку контроллеры выпускались разными производителями, многие из них отличаются не только технически, но и коммутативно:

  1. Имеют собственный разъем, не совместимый с другими контроллерами;
  2. Отличаются количеством контактов и проводов;
  3. Имеют различные алгоритмы режимов (нет аппаратной совместимости);
  4. Контроллеры последних лет выпуска имеют встроенные коммутаторы, тогда как более ранние модели строились на модулях зажигания.

В частности, Bosch MP7.0:

  1. изначально создавался для автомобилей LADA 110, продаваемых на внешних рынках;
  2. имеет разъем на 55 контактов;
  3. не содержит ни программной, ни аппаратной совместимости с другими блоками;
  4. способен работать после модернизации на других типах ЭСУД.

Другие контроллеры, такие как Bosch M1.5.4, VS 5.1 и Январь 5.1:

  1. программно несовместимы друг с другом;
  2. имеют разную прошивку;
  3. но могут заменить друг друга (при этом изменится алгоритм работы двигателя).

Справочно: у каждого контроллера своя аппаратная реализация алгоритма впрыска топлива.
Чаще всего реализована одна из трех: либо одновременный впрыск, либо фазированный или попарно – параллельный впрыск.

Каждый алгоритм впрыска имеет свои характерные особенности:

  1. комплектуется специальным ЭБУ;
  2. прошивается конкретной версией программного обеспечения;
  3. комплектуется отдельной проводкой.

Выводы

Основные трудности в обслуживании автомобиля ВАЗ 21103 вызывает работа электронных систем и их совместимость. Надеемся, что представленные в статье базовые знания помогут вам разобраться во всех особенностях.

Оцените статью
АВТОЭЛЕКТРИК
Добавить комментарий