Приборы, облегчающие пуск. дизельных двигателей

pribory oblegchayushhie pusk dizelnyh dvigatelej Статьи

Для облегчения пуска дизельных автотракторных двигателей при пониженных температурах применяются пусковые свечи накаливания, пусковые катушки зажигания и электрокафельные подогреватели. На автомобилях МАЗ, ЯАЗ и КрАЗ применяются пусковые катушки зажигания типа Б-17 или Б-200 со встроенным электромагнитным прерывателем. Катушка Б-17 рассчитана на напряжение 12 в, катушка Б-200 — на напряжение 24 в.

Схема зажигания системы подогрева показана на рис. 8. При включении зажигания ток первичной обмотки 7 катушки намагничивает сердечник, к которому притягивается якорек 3, контакты прерывателя размыкаются и во вторичной обмотке 8 индуктируется э.д.с. создающая искровой разряд между электродом свечи зажигания 2 и электродом 1, соединенным

image 52

 Рис. 8. Схема пусковой катушки зажигания:

1 — электрод массы; 2 — свеча зажигания; 3 — якорек; 4 — конденсатор; 5 — контактный (регулировочный) винт; 6 — контакты; 7 — первичная обмотка; 8 — вторичная обмотка; 9 — включатель; 10 — контрольная лампа.

с массой. После размыкания контактов прерывателя притяжение якорька к сердечнику ослабевает и якорек в силу своей упругости занимает первоначальное
положение и замыкает контакты. Замыкание-размыкание контактов прерывателя происходит с частотой 300—400 раз в секунду. Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор.

image 53

Рис. 9. Пусковые свечи накаливания:

 

а — однопроводная;
б — двухпроводная.

1 — спираль накаливания; 2 — сердечник; 3 — корпус;
4 — втулка; 5 — изолятор; 6 — зажимная гайка 7 — изо-
лятор; 8 — пружинная шайба; 9 — гайка; 10 — контакт-
ный колпачок; 11 — центральный электрод; 12 — контак-
тное кольцо; 13 — уплотнительная шайба; 14 — слой
слюды.

Неисправности в цепях пусковой катушки зажигания, их обнаружение и устранение аналогичны описанным ранее неисправностям в первичной и вторичной цепях системы батарейного зажигания. Зазор между якорьком и сердечником катушки должен быть в пределах 0,3—0,5 мм и регулироваться контактным винтом 5.

Пусковые свечи накаливания (рис. 9) применяются на тракторах МТЗ-5М, МТЗ-50, МТЗ-52, СШ-45, ДТ-20, Т-16 и др. Основной деталью пусковой свечи является спираль 1, выполненная из термостойкой проволоки с определенным омическим сопротивлением. Спираль располагают либо в камере сгорания, либо во впускном трубопроводе. При прохождении тока спираль в течение 30 сек накаляется до температуры, близкой к 1000° С, отчего создаются благоприятные условия для подогрева рабочей смеси или всасываемого воздуха.

Пусковые свечи накаливания включаются в электрическую цепь последовательно с контрольным элементом и добавочным сопротивлением. Контрольный элемент предназначен для проверки степени нагрева спиралей, а добавочное сопротивление — для ограничения тока в цепи свечей. При пуске двигателя стартером добавочное сопротивление полностью или частично закорачивается дополнительными контактами включателя стартера, чем сохраняется постоянство накала спиралей при некотором падении напряжения аккумуляторной батареи.

Пусковые свечи накаливания бывают однопроводными (рис. 9, о) и двухпроводными (рис. 9, б). У однопроводных свечей спираль накаливания укреплена между корпусом и центральным стержнем, изолированным слюдой от корпуса, у двухпроводных свечей концы спирали изолированы от корпуса и имеют отдельные выводы.

Однопроводные свечи накаливания ввинчиваются во впускной трубопровод ключом за шестигранник корпуса. Наконечник провода укрепляется на центральном стержне с помощью гайки. Двухпроводные свечи крепят на двигатель с помощью накидной гайки. Перед установкой на двигатель свечу очищают, осматривают, свинчивают зажимную гайку, снимают контактный колпачок, пружинную шайбу и изолятор. Затем свечу с уплотнительной шайбой вставляют в гнездо и закрепляют накидной гайкой. На свечу надевают провод, изолятор, второй провод, пружинную шайбу, контактный колпачок и зажимают гайку с помощью отвертки. Поставленные на двигатель свечи соединяются между собой последовательно. Для этого провод, соединенный с контактным кольцом 12 одной свечи (установленный под изолятор 7), необходимо соединить с центральным электродом 11 второй свечи (установить между изолятором 7 и контактным колпачком 10).

При пуске двигателя не рекомендуется включать свечи более чем на 30 сек. Запрещается включать свечи без контрольного элемента и дополнительного сопротивления. Несоблюдение этих правил приводит к быстрому перегоранию спиралей.

В цепи свечей накаливания могут быть неисправности:

перегорание спирали;

короткое замыкание в свече; слабый накал спиралей.

При перегорании спирали свечи электрическая цепь разрывается, контрольный элемент при включенной кнопке не нагревается. Необходимо найти свечу с перегоревшей спиралью и заменить. Найти такую свечу можно быстро с помощью контрольной лампы. Для этого необходимо нажать кнопку включения свечей и поочередно касаться обоими проводами контрольной лампы наконечников, подходящих к свече проводов. При проверке исправной свечи контрольная лампа не будет гореть совсем или накал нити лампы будет еле заметным; при проверке свечи с перегоревшей спиралью контрольная лампа будет гореть довольно ярко.

Возможен и второй метод обнаружения свечи с перегоревшей спиралью. Для этого один провод контрольной лампы присоединяют к массе, а вторым (при нажатой кнопке включения) проводом касаются наконечников проводов, подходящих к каждой свече. Если при касании одного провода лампа горит, а при касании второго не загорается, — свеча неисправна. Обнаружение перегоревшей свечи без контрольной лампы требует гораздо больших затрат труда и времени, так как для этого необходимо поочередно снимать свечи с двигателя и ставить их назад до тех пор, пока не будет обнаружена перегоревшая.

Коротким замыканием в пусковых свечах считается пробой изоляции между центральным стержнем и сердечником или между сердечником и корпусом (массой машины). В первом случае не работает только одна свеча, во втором случае не работают все остальные свечи, расположенные за неисправной. Обнаруживается короткое замыкание по характеру нагрева контрольного элемента: контрольный элемент при коротком замыкании нагревается быстрее обычного, так как по нему проходит повышенный ток.

Отсоединим провод, идущий от последней свечи на массу, и нажмем на кнопку включения свечей. Если накал контрольного элемента остается прежним — пробита изоляция между сердечником и корпусом одной из свечей, если накал прекращается — в свечах имеет место пробой изоляции между центральным стержнем и сердечником.

Обнаруживают неисправную свечу с пробоем на корпус (массу машины) поочередным отключением свечей от цепи. Неисправна та свеча, при отключении которой прекращается накал контрольного элемента.

Допустим, при отсоединении провода, идущего от последней свечи на массу, накал контрольного элемента прекратился. Чтобы определить неисправную свечу, необходимо все свечи с двигателя снять, соединить их последовательно и включить в цепь. У неисправной свечи спираль накаляться не будет.

Свечи с коротким замыканием и перегоревшей спиралью подлежат замене. Свечу с перегоревшей спиралью можно отремонтировать. Для этого нужно удалить сгоревшую спираль, просверлить в центральном стержне и корпусе свечи отверстия диаметром 2 мм и глубиной 6—7 мм, изготовить из нихромового провода соответствующего диаметра и длины новую спираль, вставить ее в просверленные отверстия и припаять к корпусу и центральному стержню медным припоем.

При слабом накале спиралей свечей двигатель запускается с трудом. Слабый накал спиралей может быть при плохом контакте в месте соединения проводов. Эти места следует осмотреть, наконечники проводов зачистить и надежно закрепить.

Двигатели СМД, устанавливаемые на тракторах, зерновых комбайнах, дорожных и других машинах, имеют электрокафельный подогреватель, устанавливаемый на впускном трубопроводе. До 1961 г. устанавливались подогреватели с топливным бачком, имеющие катушку электромагнита для открытия клапана и спираль накаливания. С конца 1961 г. устанавливаются подогреватели без топливных бачков, имеющие только спираль накаливания. Для контроля за выключением подогревателя на щитке приборов установлен контрольный элемент, соединенный последовательно со спиралью подогревателя.

Неисправности в цепи электрокафельного подогревателя аналогичны неисправностям в цепях однопроводных свечей накаливания, устанавливаемых на тракторных двигателях.

Для замены спирали электрокафельного подогревателя необходимо отсоединить провод, идущий к щитку приборов, вывинтить подогреватель из отверстия впускного трубопровода, отвинтить винты и снять колпачок, закрывающий спираль, отжать усики спи- раледержателей и снять спираль. При установке новой спирали накаливания усики спираледержателей обжать обязательно. Сборка и установка подогревателя производятся в обратной последовательности.

 

Использованная литература:

П. И. Кравченко, Краткий справочник автоэлектрика по определению и устранению неисправностей в системах электрооборудования тракторов, комбайнов и автомобилей. Минск 1967

 

Оцените статью
АВТОЭЛЕКТРИК
Добавить комментарий