Обнаружение и устранение неисправностей. в системе освещения

obnaruzhenie i ustranenie neispravnostej v sisteme osveshheniya Статьи

К приборам системы освещения относятся фары, габаритные фонари, задние фонари, фонари освещения номерных знаков, стоп-сигналы, указатели поворотов, штепсельные розетки, выносные фары, переносные лампы, плафоны, лампы освещения щитков приборов, переключатели и г. д.

Электролампы в системе освещения автомобилей и комбайнов подключаются в основном к одному включателю, именуемому центральным переключателем. Исключение составляют подкапотные лампы и лампы плафона кабины легковых автомобилей, каждая из которых имеет свой отдельный выключатель. В системе освещения тракторов центрального переключателя нет, вместо него поставлены отдельные выключатели, собранные обычно в один блок, который помещается в кабине трактора. К каждому выключателю подключены отдельные лампы или группы ламп, например передние фары, лампа щитка приборов, задние фары и т. д.

На автомобилях и комбайнах устанавливаются центральные переключатели ползункового типа. На автомобилях ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИЛ-164 и др. устанавливается центральный переключатель П-7Б. Он имеет пять клемм для присоединения проводов, идущих от источников тока, подфарников, ножного переключателя света фар, заднего фонаря и включателя стоп-сигнала, и снабжен термобиметаллическим предохранителем для защиты цепей освещения от коротких замыканий. Схема такого переключателя показана на рис. 15. Клемма 1 питающая, она соединяется с плюсовым зажймом амперметра. Внутри переключателя эта клемма соединена со специальным контактом 6, являющимся питающим по отношению к другим. К клемме 2 подключаются подфарники, к клемме 3 — задние фонари и переключатель внутреннего освещения. К клемме 4 подключен провод, идущий к ножному переключателю света фар. От клеммы Б через специальный включатель получает питание лампа стоп-сигнала.

image 36

 

Рис. 15. Схема центрального переключателя П-7Б.

 

Центральный переключатель имеет три положения. При положении I освещение выключено; при положении П включаются подфарники, лампы задних фонарей и через переключатель внутреннего освещения — плафон кабины или лампы освещения щитка приборов; при положении Ш через ножной переключатель включаются фары и остаются включенными потребители, подключенные к клемме 3.

Ножным переключателем переключают свет фар с дальнего на ближний, и наоборот. Он имеет три клеммы для крепления проводов. К клемме Бат крепится провод от центрального переключателя, к двум другим клеммам — провода от дальнего и ближнего света ламп фар. К клемме дальнего света подключается также провод от контрольной лампочки дальнего света на щитке приборов.

Лампа стоп-сигнала включается специальным включателем (рис. 16 и 17) при торможении автомобиля независимо от положения центрального переключателя. Параллельно задним фонарям подключена штепсельная розетка для прицепа.

При замене электропроводки или центрального переключателя или при отсоединении проводов от клемм переключателя по каким-либо причинам необходимо помнить, что питающий провод должен быть подключен к клемме 1. Иногда этот провод присоединяют к клемме 5. что представляет определенную опасность, так как цепи освещения окажутся не защищенными от коротких замыканий. Питание к этим цепям будет поступать мимо термобиметаллического предохранителя, в случае короткого замыкания провода могут загореться и вызвать пожар.

image 37

Рис. 16. Включатель стоп-сигнала с гидравлическим приводом:

1 — корпус; 2 — контактная пластина;

3 — диафрагма; 4 — пружина; 5 — клеммы; 6 — основание.

 

Как правильно присоединить к центральному переключателю провода при замене электропроводки или в случае, когда отсоединенные провода не помечены? Присоединим один провод контрольной лампы к массе, а вторым будем поочередно касаться наконечников проводов. При касании наконечника питающего провода контрольная лампа загорится. Присоединим этот провод к клемме 1 центрального переключателя и переведем его ручку в положение П. Будем касаться наконечниками оставшихся проводов клеммы 2, пока найдем провод, от которого загораются подфарники. Присоединим этот провод к клемме 2. Таким же способом найдем провод к задним фонарям и провод к переключателю внутреннего освещения и прикрепим их к клемме 3. Из двух оставшихся проводов найдем тот, который идет к ножному переключателю фар, и присоединим его к клемме 4. Провод

image 38

 Рис. 17. Включатель стоп-сигнала с пневматическим приводом:

1 — корпус; 2 — диафрагма; 3 — подвижной контакт; 4 — пружина; 5 — зажимы;

6 — латунная пластина; 7 — крышка.

 

к включателю стоп-сигнала присоединяется к клемме 5. Правильность подключения проводов проверяют по включению ламп при переводе ручки центрального переключателя из одного положения в другое.

Схемы освещения автомобилей разных марок весьма схожи между собой, но вместе с тем они имеют и некоторые различия. У автомобилей ГАЗ-69, М21 «Волга», ГАЗ-53 термобиметаллический предохранитель системы освещения (рис. 18) смонтирован отдельно от центрального переключателя. Это предохранитель кнопочного типа. Ток в нем проходит через биметаллическую пластину 1 с контактами, замыкающую своими контактами цепь между клеммами. При большом токе пластина сильно нагревается и размыкает контакты. После остывания пластины цепь остается разомкнутой. Для замыкания цепи необходимо нажать на кнопку 2. Если после нажатия на кнопку

image 39

 Рис. 18. Термобиметаллический предохранитель системы освещения:

1 — биметаллическая пластина; 2 — возвратная кнопка; 3 — пружина возвратной кнопки; 4—-регулировочный винт; 5 — корпус; 6 клеммы.

предохранитель снова разомкнет цепь (будет слышен щелчок),— в цепи короткое замыкание. До устранения короткого замыкания предохранитель повторно включать не следует. Удерживать рукой кнопку во включенном положении запрещается. При коротком замыкании от этого могут загореться провода и испортиться предохранитель.

Центральные переключатели П-44 (рис. 19) автомобилей ЗИЛ-130 и «Москвич» и П-38 (рис. 20) автомобилей ГАЗ-53 и М21 «Волга» имеют реостат, с помощью которого можно изменять накал нитей ламп освещения щитка приборов. Кроме того, переключатели П-38 устроены так, что при втором положении ножным переключателем можно включить либо подфарники, либо ближний свет фар, а при третьем положении — переключаться с ближнего света фар на дальний, и наоборот.

image 40

Рис. 19. Схема центрального переключателя П-44:

1 — клемма аккумуляторной батареи; 2 — клемма габаритных ламп подфарников; 3 — клемма задних фонарей; 4 — клемма ножного переключателя; 5 — клемма стоп-сигнала; 6 — клемма ламп освещения приборов щитка.

 

Переключатель П-2, устанавливаемый на зерновых комбайнах СК-3 и СК-4, отличается от других тем, что имеет дополнительный замковый включатель для включения контрольных приборов.

Автомобили и колесные тракторы оборудуются световыми указателями поворота. Это электролампы, расположенные впереди и сзади по обеим сторонам автомобиля, при включении загорающиеся мигающим светом. В цепь ламп последовательно включен прерыватель, создающий мигание света, и переключатель, при помощи которого включаются лампы правой или левой стороны в зависимости от предстоящего поворота.

image 41

 Рис. 20. Схема центрального переключателя П-38:

 

1 — клемма габаритных ламп задних фонарей и клеммы Бат ножного переключателя; 2 — клемма габаритных ламп подфарников; 3 — клемма аккумуляторной батареи и прерывателя указателя поворотов; 4 — клемма дальнего света фар; 5 — клемма лапм освещения приборов щитка; 6 — клемма ножного переключателя; 7 — каретка; 8 — контактные пластины; 9 — изолятор спирали реостата;10 — движок реостата; 11 — пружина;12 — спираль реостата; 13 — выступ, ограничивающий поворот движка реостата;14 — изоляционная втулка с шипом.

Задние указатели поворота автомобиля представляют собой отдельные фонари, а передние — это вторые нити электроламп в подфарниках. Указатели поворота, устанавливаемые на колесных тракторах, представляют собой фонари двустороннего освещения с белым светом вперед и красным — назад. В фонарях установлены двухнитевые лампы. Одна из нитей используется для обозначения габарита трактора, вторая служит указателем поворота и стоп-сигналом.

Неисправности в цепях освещения автомобилей
могут выражаться в том, что не горят нити дальнего или ближнего света одной или обеих фар, не горит один или оба подфарника, не включаются задние фонари или освещение не действует вообще.

image 42

 Рис. 21. Схема освещения автомобиля ГАЗ-51 А: 1—5 — клеммы центрального переключателя света; 6 — блок плавких предохранителей; 7 — ножной переключатель; 8 — фары; 9 — подфарники; 10, 11 — клеммовые колодки; 12— контрольная лампа дальнего света; 13 — переключатель внутреннего освещения кабины; 14 — лампы освещения приборов щитка; 15 — плафон кабины; 16 — включатель стоп-сигнала; 17 — задние фонари; 18 — штепсельная розетка для прицепа; 19 — подкапотная лампа.

 

Допустим, не горит нить дальнего или ближнего света одной (правой или левой) фары. Обрыв следует искать в проводе от клеммы на клеммовой колодке 10 (рис. 21) до лампы. Остальные участки цепи исправны, так как нити дальнего и ближнего света второй фары горят. Осмотрим сначала клемму на клеммовой колодке. При отсутствии обрыва цепи на клемме разберем фару и осмотрим лампу и патрон. Наиболее вероятно перегорание нити в электролампе. Лампа с перегоревшей нитью должна быть заменена. Если нити целы, осмотрим подходящие к переходной колодке провода, проверим надежность присоединения переходной колодки к патрону. Обратим внимание на состояние пружинящих контактов в патроне, слегка их отогнем. Цепь должна быть восстановлена.

Допустим, не горят нити дальнего света обеих фар. Включим ближний свет. Если нити ближнего света горят, неисправность следует искать в проводе от клеммы ДС ножного переключателя до клеммовой колодки и далее в ветвях к каждой фаре. Проверим этот участок цепи с помощью контрольной лампы (при включенном дальнем свете фар). Если при касании клеммы на колодке 10 контрольная лампа горит, цепь до этой клеммы исправна, необходимо разобрать фары и проверить, не перегорели ли в лампах нити дальнего света. Перегоревшие лампы следует заменить. Если при касании клеммы на клеммовой колодке контрольная лампа не горит, остается проверить ножной переключатель и провод от клеммы ДС ножного переключателя до клеммовой колодки. Перейлю-, чим контрольную лампу на клемму ДС. Если она загорится, считаем, что ножной переключатель исправен, обрыв в проводе; если лампа не горит,— неисправен ножной переключатель.

Неисправность, когда не горят нити ближнего света обеих фар, находят таким же способом.

Когда не горят нити дальнего и ближнего света обеих фар, а другие потребители — подфарники и задире фонари — действуют нормально, неисправность следует искать на участке цепи, являющемся общим для дальнего и ближнего света. Сюда относятся ножной и центральный переключатели и провод от клеммы 4 центрального до клеммы Бат ножного переключателей. Переведем ручку центрального переключателя в третье положение и подключим контрольную лампу к клемме 4. У исправного центрального переключателя эта клемма будет под напряжением, подключенная к ней лампа будет гореть полным накалом. Если лампа де горит,— центральный переключатель неисправен. В случае, когда неисправность произошла в пути и при движении необходимо пользоваться светом фар, провод от клеммы 4 следует отсоединить и подключить его к клемме 2, отсоединив от нее провод к подфарникам. Фары будут включаться вместо подфарников при втором положении ручки центрального переключателя.

Допустим, центральный переключатель исправен. Подключим контрольную лампу к клемме Бат ножного переключателя. Если лампа загорится, неисправен ножной переключатель; при обрыве в проводе контрольная лампа, подключенная к клемме Бат, гореть не будет.

Неисправный ножной переключатель не дает возможности пользоваться светом фар. В ночное время без света двигаться невозможно, а при разъезде со встречным транспортом необходимо еще и переключаться с дальнего света фар на ближний, и наоборот. В таком случае можно проделать следующее: отсоединить провода от клеммы ножного переключателя, провод от клеммы Бат соединить с проводом от клеммы дальнего света, а к проводу от клеммы ближнего света присоединить отрезок провода и подключить его к клемме 2 центрального переключателя. Теперь при втором положении ручки центрального переключателя будут включаться подфарники и ближний свет фар, а при третьем положении — дальний свет.

Когда не горит один из подфарников, неисправность следует искать на участке цепи от клеммы на клеммовой колодке до патрона подфарника. Возможны случаи, когда исправная лампа не горит из-за нарушения контакта в патроне. Такую лампу достаточно вынуть из патрона и поставить назад или слегка пошевелить в патроне и она загорится. Иногда лампа в патроне сидит туго и, чтобы ее вынуть, необходимо приложить определенное усилие. Делать это нужно осторожно, так как можно раздавить стекло и поранить руку.

Если не горят оба подфарника, следует проверить сначала участок цепи от клеммы 2 центрального переключателя до клеммовой колодки, затем отдельные ветви к каждому подфарнику, а при необходимости и центральный переключатель. Аналогично проверяют и цепи дальнего света обеих фар.

Проверку цепи, когда не включаются задние фонари, следует начинать с плавкого предохранителя. Перегоревшую плавкую вставку заменить. Для этого в верхней части текстолитовой планки предохранителя

 

намотано несколько витков запасной проволоки. Если предохранитель цел, необходимо с помощью контрольной лампы проверить цепь от клеммы 3 центрального переключателя до задних фонарей и устранить обрыв.

Если не включается стоп-сигнал, следует в первую очередь обратить внимание на крепление проводов на зажимах включателя стоп-сигнала, затем проверить всю цепь, начиная от клеммы 5 центрального переключателя.

Все цепи освещения автомобилей ГАЗ-51 А, ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ГАЗ-63 (рис. 21) подключены к центральному переключателю, снабженному автоматически действующим термобиметаллическим предохранителем, за исключением подкапотной лампы. Через контакты предохранителя проходит весь ток, потребляемый электролампами. При коротком замыкании в одной из цепей через предохранитель будет протекать большой ток, биметаллическая пластина быстро нагревается, деформируется и размыкает контакты. Охладившись, биметаллическая пластина выгибается в обратную сторону и замыкает контакты. При этом слышны щелчки, издаваемые предохранителем, лампы освещения мигают либо не горят совсем. Процесс размыкания-замыкания контактов продолжается до тех пор, пока не будет устранено короткое замыкание.

Допустим, признаки короткого замыкания появляются при переводе ручки центрального переключателя во второе положение. Чтобы определить цепь с коротким замыканием, переводим ручку дальше, в третье положение. Если признаки короткого замыкания исчезают, замыкание следует искать в отключенной цепи (цепи подфарников). Отсоединим от клеммовой колодки провода от левого и правого подфарников, переведем ручку центрального переключателя во второе положение и поочередно будем присоединять к клемме отключенные провода. Короткое замыкание в той цепи, при включении которой контакты предохранителя разомкнутся (будет слышен щелчок).

Если явления короткого замыкания наблюдаются как при втором, так и при третьем положениях ручки

 

81

 

4 Зак. 582 центрального переключателя, короткое замыкание либо в цепи внутреннего освещения кабины, либо в цепи задних фонарей. Снимем центральный переключатель и отсоединим от клеммы 3 провод, идущий к задним фонарям. Если признаки короткого замыкания исчезнут, замыкание в отключенном проводе. Таким же способом проверяется и цепь внутреннего освещения кабины.

Допустим, признаки короткого замыкания появились при выдвижении ручки центрального переключателя в третье положение. Переключим свет фар при помощи ножного переключателя.’ Это даст возможность определить участок цепи с коротким замыканием. Например, признаки короткого замыкания появляются, когда включен дальний свет фар. Переключим ножным переключателем дальний свет на ближний. Исчезновение признаков короткого замыкания укажет на то, что замыкание следует искать в цепи дальнего света фар. Порядок обнаружения короткого замыкания такой же, как и для цепи подфарников. Если признаки короткого замыкания наблюдаются как при дальнем, так и при ближнем свете фар, замыкание следует искать либо в проводе от центрального переключателя к ножному, либо на клемме Бат ножного переключателя.

В цеплх указателей поворотов, как и в других электрических цепях, возможны обрыв или короткое замыкание. При обрыве цепи перестает действовать одна или несколько электроламп. Если перестает действовать одна лампа, обрыв следует искать на участке цепи, относящемся к этой лампе; если перестают действовать две или все четыре электролампы, отыскание места обрыва следует начинать с участков цепи, общих для этих ламп. Иногда при отыскании обрыва возникает необходимость проверить исправность прерывателя или переключателя указателей поворотов. С этой целью необходимо замкнуть отрезком провода клеммы переключателя или прерывателя и включить указатели поворотов. Если до замыкания клемм переключателя или прерывателя лампы указателей поворотов не включались, а после замыкания стали действовать нормально, прерыватель или переключатель неисправен.

При отключении одной из ламп в результате обрыва цепи вторая лампа указателя поворота этой же стороны и индикаторная лампочка на щитке приборов будут мигать гораздо реже или не будут мигать совсем. Объясняется такое положение следующим: при включении указателей поворота ток проходит через нихромовую струну 4 прерывателя (рис. 22), струна нагревается и от нагревания удлиняется, стальная пластинка 2 притягивается к сердечнику и замыкает контакты. Пока ток проходит через замкнутые контакты, нихромовая струна остывает, укорачивается и размыкает контакты. Замыкание — размыкание контактов прерывателя приводит к миганию электроламп. При перегорании или отключении одной из ламп через нихромовую струну будет проходить меньший ток, струна будет нагреваться медленнее, отчего время разомкнутого состояния контактов увеличивается и лампа указателя поворота и индикаторная лампочка начинают мигать гораздо реже.

 

 

 

Рис. 22. Схема светового сигнализатора поворота РС-57В:

 

1 — сердечник; 2 — стальная
пластинка; 3 — контакты; 4 —
нихромовая струна; 5 — регу-
лировочный винт; 6 — крон-
штейн; 7 — стеклянная бусинка;
3 — сигнальная лампа; 9 — кон-
трольная лампочка; 10 — вклю-
чатель; 11 — дополнительное
сопротивление.

 

image 43

 

 

Короткое замыкание в цепях указателей поворо- тов приводит к перегоранию плавкого предохранителя или к размыканию цепи термобиметаллическим предохранителем. А так как к этому предохранителю подключены контрольно-измерительные приборы, двигатель вентилятора отопителя (автомобиль ГАЗ-51), включатель заднего хода (автомобиль М21 «Волга») и т. д., необходимо уточнить, в какой из указанных цепей короткое замыкание. Отключим эти цепи от предохранителя, включим вместо него контрольную лампу и будем поочередно подключать отключенные цепи. Короткое замыкание в той цепи, при включении которой контрольная лампа загорится полным накалом.

Допустим, установлено, что короткое замыкание в цепи указателей поворотов. Обратим внимание на положение рычажка переключателя. Если признаки короткого замыкания появляются при одном из крайних положений рычажка — правом или левом,— замыкание следует искать в цепи от переключателя до ламп указателей поворота соответствующей стороны. При коротком замыкании в цепи от предохранителя до переключателя признаки его будут проявляться при любом из трех положений рычажка переключателя.

Использованная литература:

П. И. Кравченко, Краткий справочник автоэлектрика по определению и устранению неисправностей в системах электрооборудования тракторов, комбайнов и автомобилей. Минск 1967

 

Оцените статью
АВТОЭЛЕКТРИК
Добавить комментарий