Неисправности в цепях электрооборудования. и их обнаружение с помощью. контрольной лампы

neispravnosti v czepyah elektrooborudovaniya i ih obnaruzhenie s pomoshhyu kontrolnoj lampy Статьи

Основными неисправностями в цепях электрооборудования являются обрыв цепи и короткое замыкание. В катушках приборов, кроме того, может быть межвитковое замыкание.

Обрыв цепи характеризуется отсутствием в ней тока; приборы, включенные в цепь, не действуют. Необходимо учесть, что обрыв цепи —- это не только явно рассеченный провод с видимо разошедшимися концами, но и излом провода, скрытый под слоем изоляции, или нарушение контакта вследствие окисления клемм или ослабления крепления проводов на клеммах. В последнем случае цепь полностью не разрывается, однако сопротивление в месте контакта значительно увеличивается. Это приводит к тому, что место плохого контакта сильно нагревается, в этом месте получается большое падение напряжения, включенные в цепь потребители оказываются под напряжением меньше нормального, режим работы их нарушается.

Короткое замыкание возникает при соединении оголенной части провода с Металлической массой машины. Ток от источника питания замыкается в этом случае через место соприкосновения провода с массой и достигает большой величины, так как сопротивление внешней цепи при коротком замыкании становится очень малым. Аккумуляторная батарея перегружается большой силой тока, напряжение на ее зажимах сильно снижается, отчего все потребители перестают действовать.

Для аккумуляторной батареи, амперметра и проводов короткое замыкание представляет серьезную опасность. Аккумуляторная батарея и амперметр перегружаются током и могут быстро выйти из строя. В цепях, не защищенных предохранителями, провода сильно нагреваются, на них начинает гореть изоляция.

Первыми признаками короткого замыкания в цепях, не защищенных предохранителями, является прекращение работы всех включенных в цепь приборов и запах горящей резины. Если цепь короткого замыкания проходит через амперметр, его стрелка резко, со стуком отклонится на разрядку до отказа. В таком случае следует без промедления отключить все потребители от источника питания.

В цепях, имеющих предохранители, цепь разрывается предохранителем. При перегорании плавкой вставки или при размыкании контактов термобиметаллического предохранителя неисправная цепь отключается, остальные потребители начинают действовать нормально. Отключенный предохранителем участок цепи следует подключать только после устранения короткого замыкания.

Место обрыва или короткого замыкания в цепях электрооборудования можно определить с помощью контрольной лампы. Контрольная лампа в комплект инструмента и принадлежностей, прилагаемый к автомобилю, трактору и комбайну, не входит, однако ее легко может сделать каждый водитель. Для этого необходимо иметь два отрезка провода длиной около метра каждый и электрическую лампу, например, А-26 в 21 св или А-54 в 32 св. Один провод следует припаять к цоколю лампы, а второй — к контакту от нити накала. К свободным концам припаять зажимы.

Чтобы обнаружить место обрыва электрической цепи, один провод контрольной лампы следует присоединить к массе, а концом второго поочередно касаться клемм цепи, следуя от источника тока к потребителю, и наоборот. Обрыв цепи будет между теми клеммами, при касании одной из которых контрольная лампа не горит, а при касании второй — загорается.

Обнаруженный обрыв должен быть устранен. Для этого необходимо с концов провода на расстоянии 40—60 мм снять изоляцию, концы эти тщательно зачистить и скрутить между собой, а место скрутки изолировать изоляционной лентой. При возвращении к месту стоянки машины скрутку проводов пропаять и надежно изолировать. При пайке в качестве флюса использовать канифоль. Пользоваться травленой соляной кислотой не рекомендуется во избежание разъедания медных жил проводов.

При отыскивании места обрыва необходимо проверить, нет ли нарушения контакта на клеммах. Порядок проверки аналогичен описанному выше и отличается от него только тем, что концом свободного провода контрольной лампы касаются не клемм, а подходящих к клеммам проводов. Если при касании одного провода лампа горит ярко, а при касании второго не горит или горит тускло, на клемме имеет место нарушение контакта. В таком случае провода от клеммы необходимо отсоединить, шкуркой тщательно зачистить наконечники и шайбы и после этого снова закрепить провода на клемме.

Для определения короткого замыкания контрольную лампу включают последовательно в электрическую цепь. При наличии в цепи предохранителя контрольную лампу включают вместо него. Если в цепи предохранителя нет, необходимо отключить провод от аккумуляторной батареи и включить контрольную лампу между отключенным проводом и клеммой батареи.

Существуют два метода определения места короткого замыкания: путем включения и отключения потребителей. В первом случае сначала отключают все потребители, затем поочередно, по одному подключают их к источнику питания. Если при включении потребителя контрольная лампа загорится полным накалом, значит, в цепи этого потребителя имеется короткое замыкание.

Второй метод обнаружения короткого замыкания заключается в следующем: контрольную лампу включают в цепь при всех включенных потребителях; при наличии короткого замыкания лампа будет гореть полным накалом. Затем поочередно отключают потребители. Короткое замыкание находится в цепи того потребителя, при отключении которого накал нити лампы заметно изменится. Для устранения короткого замыкания провод с поврежденной изоляцией следует отвести от массы и надежно изолировать.

Необходимо заметить, что контрольная лампа малой мощности для обнаружения коротких замыканий непригодна, поскольку она будет гореть одинаковым накалом как при включении в исправную цепь, так и при включении в цепь с коротким замыканием.

Иногда для устранения возникшей неисправности требуется произвести некоторый демонтаж схемы. В таком случае предварительно необходимо выполнить следующее:

цепь, подлежащая демонтажу, должна быть обесточена. Обесточить цепь можно путем отключения с помощью выключателя или путем снятия плавкого предохранителя. Если указанными способами обесточить цепь невозможно, нужно отключить аккумуляторную батарею;

перед отсоединением проводов от прибора или клеммовой колодки следует составить эскиз, на котором обозначить клеммы и указать расцветку, толщину или другие особенности присоединяемых к клеммам проводов. Можно клемму и все подходящие к ней провода пометить одинаковыми бирками.

Если по каким-либо причинам демонтаж проведен без обозначения проводов, монтаж следует вести с помощью контрольной лампы и развернутой схемы электрооборудования

Использованная литература:

П. И. Кравченко, Краткий справочник автоэлектрика по определению и устранению неисправностей в системах электрооборудования тракторов, комбайнов и автомобилей. Минск 1967

Оцените статью
АВТОЭЛЕКТРИК
Добавить комментарий