Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

naznachenie zapornoj armatury dlya ballonov s gazom Блог

Газовой арматурой называют различные приспособления и устройства, монтируемые на газопроводах, аппаратах и приборах, с помощью которых осуществляют включение, отключение, изменение количества, давления или направления газового потока, а также удаление газов.

Содержание
  1. Классификация газовой арматуры.
  2. Условные обозначения вида арматуры
  3. Условные обозначения материалов корпуса арматуры
  4. Запорная арматура.
  5. Задвижки
  6. Устройство газовых колодцев
  7. Чугунный кран со смазкой под давлением
  8. Конденсатосборники.
  9. Конденсатосборники
  10. Компенсаторы.
  11. Линзовый компенсатор
  12. Установка компенсаторов
  13. Устройство автомобилей
  14. Баллоны для сжиженных газов
  15. Наполнительное устройство
  16. Предохранительный клапан
  17. Указатель уровня газа в баллоне
  18. Скоростной клапан
  19. Магистральный вентиль
  20. Трубопроводы
  21. Главная страница
  22. Дистанционное образование
  23. Специальности
  24. Учебные дисциплины
  25. Олимпиады и тесты
  26. Запорная арматура — устройство и принцип действия
  27. Запорные краны
  28. Запорные заслонки
  29. Запорные задвижки
  30. Запорная арматура для агрессивных сред
  31. Запорные вентили для баллонов с газами
  32. Устройство вентиля газового баллона и его замена на баллоне
  33. Составные части газового баллона
  34. Виды и устройство вентилей
  35. Классификация запорной арматуры для баллонов
  36. Устройство газового вентиля
  37. Обязательные меры предосторожности
  38. Руководство по откручиванию вентиля
  39. Способ 1: крепление ограничивающей планки
  40. Способ 2: приварка баллона к металлическому основанию
  41. Прикручивание новой запорной арматуры
  42. Проверка герметичности и завершение работ
  43. Выводы и полезное видео по теме
  44. Виды запорных вентилей для газовых баллонов
  45. Виды вентилей для газовых баллонов
  46. Конфигурация запорного клапана

Классификация газовой арматуры.

По назначению существующие виды газовой арматуры подразделяются:

  • на запорную арматуру — для периодических герметичных отключений отдельных участков газопровода, аппаратуры и приборов;
  • предохранительную арматуру — для предупреждения возможности повышения давления газа сверх установленных пределов;
  • арматуру обратного действия — для предотвращения движения газа в обратном направлении;
  • аварийную и отсечную арматуру — для автоматического прекращения движения газа к аварийному участку при нарушении заданного режима.

При выборе газового оборудования и арматуры необходимо руководствоваться действующими ГОСТ и СП.

Ценные сведения содержатся в материалах научно-исследова- тельекого центра промышленного газового оборудования «Газовик» (НИЦ ПГО «Газовик»), который занимается сбором, анализом, проверкой достоверности информации о степени качества, надежности, конкурентоспособности и безопасности продукции промышленного газового оборудования.

Вся арматура, применяемая в газовом хозяйстве, стандартизирована. По принятому условному обозначению шифр каждого изделия арматуры состоит из четырех частей. На первом месте стоит номер, обозначающий вид арматуры (таблица ниже).

Условные обозначения вида арматуры

Вид арматуры Обозначение вида Вид арматуры Обозначение вида
Краны для трубопроводов 11 Клапаны обратные поворотные 19
Вентили запорные 14 и 15 Клапаны
регулирующие
25
Клапаны обратные подъемные 16 Задвижки запорные 30,31
Клапаны
предохранительные
17 Затворы 32

На втором — условное обозначение материала, из которого изготовлен корпус арматуры (таблица ниже).

Условные обозначения материалов корпуса арматуры

Материал корпуса Обозначение
материала
Материал корпуса Обозначение
материала
Сталь углеродистая с Латунь и бронза б
Сталь кислотостойкая и нержавеющая нж Винипласт вп
Чугун серый ч Сталь легированная лс
Чугун ковкий кч Алюминий а

На третьем — порядковый номер изделия. На четвертом — условное обозначение материала уплотнительных колец: б — бронза или латунь; нж — нержавеющая сталь; р — резина; э — эбонит; бт — баббит; бк — в корпусе и на затворе нет специальных уплотнительных колец.

Например, обозначение крана ПбЮбк расшифровывается так:

11 — вид арматуры (кран), б — материал корпуса (латунь), 10 — порядковый номер изделия, бк — тип уплотнения (без колец).

Большинство видов арматуры состоит из запорного или дроссельного устройства. Эти устройства представляют собой закрытый крышкой корпус, внутри которого перемещается затвор.

Перемещение затвора внутри корпуса относительно его седел изменяет площадь отверстия для прохода газа, что сопровождается изменением гидравлического сопротивления.

В запорных устройствах поверхности затвора и седла, соприкасающиеся во время отключения частей газопровода, называют уплотнительными. В дроссельных устройствах поверхности затвора и седла, образующие регулируемый проход для газа, называют дроссельными.

Запорная арматура.

К запорной арматуре относят различные устройства, предназначенные для герметичного отключения отдельных участков газопровода. Они должны обеспечивать герметичность отключения, быстроту открытия и закрытия, удобство в обслуживании и малое гидравлическое сопротивление.

В качестве запорной арматуры на газопроводах применяют задвижки, краны, вентили.

Наиболее распространенный вид запорной арматуры — задвижки (рисунок ниже), в которых поток газа или полное его прекращение регулируют изменением положения затвора вдоль уплотняющих поверхностей. Это достигается вращением маховика. Шпиндель может быть выдвижным или невыдвижным.

Невыдвижной шпиндель при вращении маховика перемещается вокруг своей оси вместе с маховиком. В зависимости от того, в какую сторону вращается маховик, нарезная втулка затвора перемещается по резьбе на нижней части шпинделя вниз или вверх и соответственно опускает или поднимает затвор задвижки.

Задвижки с выдвижным шпинделем обеспечивают перемещение шпинделя и связанного с ним затвора путем вращения резьбовой втулки, закрепленной в центре маховика.

Для газопроводов давлением до 0,6 МПа используют задвижки из серого чугуна, а для газопроводов давлением более 0,6 МПа — из стали.

Затворы задвижек могут быть параллельными и клиновыми. У параллельных затворов уплотнительные поверхности расположены параллельно, между ними находится распорный клин.

Задвижки

Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

а — параллельная с вьадвижным шпинделем: 1 — корпус; 2- запорные диски; 3 — клин; 4 — шпиндель; 5 — маховик; 6 — сальниковая набивка; 7 — уплотнительные поверхности корпуса; б — клиновая с невыдвижным шпинделем: 1 — клин; 2- крышка; 3 — втулка; 4 — гайка; J — маховик; 6 — сальник; 7 — буртик; 8 — шпиндель

При закрытии задвижки клин упирается в дно задвижки и раздвигает диски, которые своими уплотнительными поверхностями создают необходимую плотность.

В клиновых затворах боковые поверхности затвора расположены не параллельно, а наклонно. Причем эти задвижки могут быть со сплошным затвором и затвором, состоящим из двух дисков.

На подземных газопроводах целесообразно устанавливать параллельные задвижки.

Однако задвижки не всегда обеспечивают герметичность отключения, так как часто уплотнительные поверхности и дно задвижки загрязняются. Кроме того, при эксплуатации задвижек с неполностью открытым затвором диски истираются и приходят в негодность.

Все отремонтированные и вновь устанавливаемые задвижки необходимо проверять на плотность керосином. Для этого задвижку следует установить в горизонтальное положение и залить сверху керосин, с другой стороны затвор окрашивают мелом. Если задвижка плотная, то на затворе не будет керосиновых пятен.

На подземных газопроводах задвижки монтируют в специальных колодцах (рисунок ниже) из сборного железобетона или красного кирпича. Перекрытие колодца должно быть съемным для удобства его разборки при производстве ремонтных работ.

Устройство газовых колодцев

Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

а — установка задвижки в колодце: 1 — футляр; 2 — задвижка; 3 — ковер; 4 — люк; 5 — линзовый компенсатор; 6 — газопровод; б -устройство малогабаритного колодца: 1 — отвод; 2 — кран; 3 — прокладка; 4 — стенка колодца

Колодцы имеют люки, которые легко открываются для осмотра и производства ремонтных работ. На проезжей части дороги люки устанавливают на уровне дорожного покрытия, а на незамощенных проездах — выше уровня земли на 5 см с устройством вокруг люков отмостки диаметром 1 м. Там, где возможно, рекомендуется управление задвижкой вывести под ковер.

В местах пересечения газопроводами стенок колодца устанавливают футляры, которые для плотности заделывают битумом. Колодцы должны быть водонепроницаемыми. Эффективное средство против проникновения грунтовых вод — гидроизоляция стенок колодцев. На случай проникновения воды в колодцах устраивают специальные приямки для ее сбора и удаления.

На газопроводах диаметром до 100 мм при транспортировании осушенного газа устраивают малогабаритные колодцы (рисунок выше) с установкой арматуры в верхней части, что обеспечивает обслуживание арматуры с поверхности земли. В таких колодцах вместо задвижек устанавливают краны.

В кранах с принудительной смазкой (рисунок ниже) герметизация достигается за счет введения между уплотняющими поверхностями специальной консистентной смазки под давлением.

Заправленная в пустотелый канал верхней части пробки смазка завинчиванием болта нагнетается по каналам в зазор между корпусом и пробкой.

Пробка несколько приподнимается вверх, увеличивая зазор и обеспечивая легкость поворота, шариковый клапан и латунная прокладка предотвращают выдавливание смазки и проникновение газа наружу.

Чугунный кран со смазкой под давлением

Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

1 — каналы; 2 — основание пробки; 3 — болт; 4 — шариковый клапан; 5 — прокладка

Помимо кранов со смазкой применяют простые поворотные краны, которые подразделяют на натяжные, сальниковые и самоуплотняющиеся. Эти краны устанавливают на надземных и внутриобъектовых газопроводах и вспомогательных линиях (импульсные и продувочные газопроводы, головки конденсатосборников, вводы).

В натяжных кранах взаимное прижатие уплотнительных поверхностей пробки и корпуса достигается навинчиванием натяжной гайки на резьбовой конец пробки, снабженный шайбой.

Для создания натяжения пробки конец ее конической части не должен доходить до шайбы на 2-3 мм, а нижняя часть внутренней поверхности корпуса должна иметь цилиндрическую выточку. Это дает возможность по мере износа пробки крана опускать ее ниже, натягивая гайку хвостовика, и тем самым обеспечивать плотность.

Конденсатосборники.

Для сбора и удаления конденсата и воды в низких точках газопроводов сооружают конденсатосборники (рисунок ниже).

Конденсатосборники

Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

а — высокого давления; б — низкого давления; 1 — кожух; 2 — внутренняя трубка; 3 — контакт; 4 — контргайка; 5 — кран; 6 — ковер; 7 — пробка; 8 — подушка под ковер железобетонная; 9 — электрод заземления; 10 — корпус конденсатосборника; 11 — газопровод; 12 — прокладка; 13 — муфта; 14 — стояк

В зависимости от влажности транспортируемого газа конденсатосборники могут быть большей емкости — для влажного газа и меньшей — для сухого газа. В зависимости от величины давления газа их разделяют на конденсатосборники низкого, среднего и высокого давлений.

Конденсатосборник низкого давления представляет собой емкость, снабженную дюймовой трубкой, которая выведена под ковер и заканчивается муфтой и пробкой. Через трубку удаляют конденсат, продувают газопровод и замеряют давление газа.

Конденсатосборники среднего и высокого давлений по конструкции несколько отличаются от конденсатосборников низкого давления. В них имеется дополнительная защитная трубка, а также кран на внутреннем стояке.

Отверстие в верхней части стояка служит для выравнивания давления газа в стояке и футляре. Если бы отверстия не было, то конденсат под давлением газа постоянно заполнял бы стояк.

При пониженных температурах возможны замерзание конденсата и разрыв стояков.

Под действием давления газа происходит автоматическая откачка конденсата. При закрытом кране газ оказывает противодействие на конденсат, который под действием своей массы опускается вниз. При открывании крана противодействие прекращается и конденсат выходит на поверхность.

Компенсаторы.

В процессе эксплуатации газопроводов величина изменения температуры может достигать нескольких градусов, что вызывает напряжения в несколько десятков МПа.

Поэтому для предотвращения разрушения газопровода от температурных воздействий необходимо обеспечить его свободное перемещение. Устройствами, обеспечивающими свободное перемещение труб, являются компенсаторы — линзовые, лирообразные и П-образные.

На подземных газопроводах наибольшее распространение получили линзовые компенсаторы (рисунок ниже).

Линзовый компенсатор

Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

  • 1 — патрубок; 2 — фланец; 3 — рубашка; 4 — полулинза; 5 — ребро; 6 — лапа; 7 — гайка; 8 — тяга
  • Линзовые компенсаторы изготавливают сваркой из штампованных полулинз. Для уменьшения гидравлических сопротивлений и предотвращения засорения внутри компенсатора устанавливают

направляющий патрубок, приваренный к внутренней поверхности компенсатора со стороны входа газа. Нижняя часть линз через отверстия в направляющем патрубке заливается битумом для предупреждения скопления и замерзания в них воды.

При монтаже компенсатора в зимнее время его необходимо немного растянуть, а в летнее — сжать стяжными тягами. После монтажа тяги надо снять. Компенсаторы при установке их рядом с задвижками или другими устройствами обеспечивают возможность свободного демонтажа фланцевой арматуры и замены прокладок (рисунок ниже).

Установка компенсаторов

Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

а — линзового с задвижкой; б — резинотканевого; 1 — нижний кожух; 2 — верхний кожух; 3 — штифт; 4 — муфта; 5 — насадка; 6 — колпак; 7 — ковер малый; 8 — подушка под ковер; 9 — труба водогазопроводная усиленная; 10 — фланец приварной; 11 — задвижка; 12, 14 — прокладки; 13 — компенсатор двухлинзовый

Ввиду того что в колодцах очень часто находится вода, гайки и стяжные болты ржавеют, поэтому работа с ними затрудняется, а в отдельных случаях эксплуатационный персонал оставляет стяжные болты на линзовых компенсаторах, не свертывая гайки. Линзовый компенсатор перестает выполнять свою функцию, поэтому новые конструкции компенсаторов не предусматривают стяжных болтов. При ремонтах применяют струбцину для сжатия компенсаторов.

В связи с тем что компенсаторы выполнены из тонкостенной стали толщиной 3-5 мм, они не могут быть равнопрочны трубе. Ограниченность давления — основной недостаток линзовых компенсаторов. Для увеличения допустимого давления компенсаторы изготовляются из более прочной стали, с большим количеством волн, но меньшей высоты.

Существуют компенсаторы, выполненные из гнутых, обычно цельнотянутых труб (П-образные и лирообразные). Основной недостаток таких компенсаторов — большие габариты. Это ограничивает их применение на трубопроводах больших диаметров. В практике газоснабжения гнутые компенсаторы распространения не получили и совершенно не применяются в качестве монтажных компенсаторов при установке задвижек.

Большим достоинством обладают резинотканевые компенсаторы (рисунок выше). Они способны воспринимать деформации не только в продольном, но и в поперечном направлениях. Это позволяет использовать их для газопроводов, прокладываемых на территориях горных выработок и в сейсмоопасных районах.

Устройство автомобилей

Баллоны для сжатых газов изготовляют из стальных цельнотянутых труб. Баллоны емкостью 50 л имеют тройной запас прочности. В зависимости от применяемой марки стали масса одного баллона составляет 93 или 62,5 кг. Максимальное рабочее давление, на которое рассчитан баллон, составляет 20 МПа.

В горловине баллона имеется отверстие с конической резьбой для присоединения трубопроводов, вентилей или манометров.

Баллоны для сжиженных газов

Баллоны для сжиженных газов стальные сварные, они рассчитаны на рабочее давление до 1,6 МПа. Вместимость баллона в зависимости от модели автомобиля колеблется от 25 до 117 л, а его масса – от 45 до 192 кг.

Баллоны окрашиваются в красный цвет и на них наносят следующие данные:

  • завод-изготовитель;
  • порядковый номер баллона;
  • масса порожнего баллона;
  • вместимость;
  • дата изготовления;
  • год следующего переосвидетельствования;
  • рабочее давление;
  • клеймо ОТК завода-изготовителя.

Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

Расходный вентиль 6 (рис. 2 вверху страницы) паровой фазы и вентиль 12 жидкой фазы, контрольный вентиль 9 максимального наполнения баллона и предохранительный клапан 8 имеют внутри баллона трубки.

Трубки расходного вентиля 6 паровой фазы и предохранительного клапана 8 выведены в верхнюю зону баллона для соединения с паровой фазой газа, которая занимает в баллоне верхнюю часть объема. Предохранительный клапан 8 отрегулирован на давление 1,6 МПа.

Трубка расходного вентиля 12 жидкой фазы располагается в самой нижней точке баллона.

Баллон наполняется сжиженным газом приблизительно на 80% объема. Чтобы обеспечить это, трубка вентиля 9 максимального наполнения баллона выведена на уровень, соответствующий его предельному наполнению. Перед началом заправки вентиль 9 открывают. Для слива неиспарившегося конденсата в нижней части баллона имеется пробка.

Наполнительное устройство

Наполнительное устройство 10 (рис. 2 вверху страницы) состоит из наполнительного вентиля и обратного клапана, которые размещаются в корпусе 1 (см. рис. 1). При вращении маховика вентиля шток 5 перемещает клапан 3, который, опускаясь в свое седло 2, перекрывает входное отверстие для газа или, поднимаясь, открывает его. Мембрана 4 обеспечивает герметичность вентиля.

Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

Для заправки баллона сжиженным газом вместо пробки 8 вворачивают наконечник заправочного шланга и, отвернув контрольный и наполнительный вентили, заполняют баллон до появления жидкости из контрольного отверстия. После окончания заправки закрывают наполнительный вентиль, отсоединяют шланг, ввертывают пробку 8 и закрывают контрольный вентиль после прекращения выхода из него сжиженного газа.

Обратный клапан 7 предупреждает выход газа из баллона в случае обрыва заправочного шланга или неисправности наполнительного вентиля.

Предохранительный клапан

Предохранительный клапан (рис. 5) предназначен для предотвращения повышения давления газа в баллоне свыше 1,6 МПа.

При давлении газа в баллоне 1,68 МПа клапан 5 отходит от седла, преодолевая усилие пружины 4, и через дренажные отверстия 7 в корпусе 6 обеспечивает выход паровой фазы газа в окружающую среду.

Усилие пружины подбирают регулировочными шайбами 2. Вытягиванием штока 3 проверяют работоспособность клапана. Отрегулированный клапан пломбируют пломбой 1.

Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

Указатель уровня газа в баллоне

Указатель уровня сжиженного газа состоит из датчика и указателя. На баллоне установлен датчик указателя уровня сжиженного газа поплавкового типа, выполненный по типу датчика уровня бензина и унифицированный с ним. Поэтому указатель уровня бензина, установленный на щитке приборов в кабине водителя, можно использовать для контроля уровня сжиженного газа.

Скоростной клапан

Скоростной клапан (рис. 3 ) служит для перекрытия газовой магистрали в аварийных случаях (разгерметизация шлангов и соединений, неисправность газового редуктора и т. п.). Клапан устанавливают на выходных штуцерах парового и жидкостного вентилей газового баллона.

Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

При расходе газа, соответствующем нормальной работе системы, клапан 2 под действием пружины 3 находится в открытом положении и прижат к стопорному кольцу 1. При разгерметизации магистрали расход газа увеличивается, его скоростной поток преодолеет усилие пружины 3 и клапан закроет газовую магистраль.

Магистральный вентиль

Магистральный вентиль (рис. 4) предназначен для прекращения подачи газа из баллона к неработающему двигателю и для подачи газа в магистраль перед пуском двигателя.

При вращении маховика 4 вентиля шток 3 перемещается вдоль оси и закрывает или открывает седло клапана 1. Резиновые кольцевые уплотнители 2 уплотняют шток внутри корпуса.

При работе двигателя магистральный вентиль должен быть открыт полностью.

Трубопроводы

Трубопроводы служат для соединения между собой газового оборудования. По рабочему давлению трубопроводы делятся на три группы, каждая группа рассчитана на определенное давление: до 20, до 1,6 и до 0,1 МПа соответственно.

Первая группа представляет собой стальные бесшовные трубки с наружным диаметром 10 мм и толщиной стенок 2 мм.

Ко второй группе относятся стальные трубки диаметром 10 мм и толщиной стеной 1 мм. В тех местах, где трубопроводы подвергаются постоянной вибрации, вместо стальных трубок применяют гибкие шланги высокого давления со специальной заделкой присоединительных наконечников.

  • Третья группа трубопроводов представляет собой шланги низкого давления и стальные тонкостенные трубки.
  • ***
  • Газобаллонные системы, использующие впрыск газа

Главная страница

Дистанционное образование

  • Группа ТО-81
  • Группа М-81
  • Группа ТО-71

Специальности

Учебные дисциплины

Олимпиады и тесты

Запорная арматура — устройство и принцип действия

Для управления потоками жидкостей и газов в трубопроводных системах, их линий и участков используются специальные устройства, называемые запорно-регулирующей арматурой. Данный вид трубопроводной арматуры предназначен для полного перекрытия или регулировки напора потока среды, управлением других технологический процессов, к которым относят:

  • давление жидкости;
  • напор;
  • температуру;
  • объем транспортируемого вещества.

Для каждого отдельно взятого трубопровода используется тот или иной вид арматуры. Например, устройство запорной арматуры трубопровода отличается от устройств, устанавливаемых на водных магистралях и системах перекачки агрессивных веществ. В зависимости от места назначения и принципа действия запорной арматуры, устройства представлены в различных исполнениях.

Запорные краны

Предназначены для обслуживания участков на любых трубопроводах. Такие устройства монтируются фланцевыми или муфтовыми соединениями. При необходимости допустимо приваривать патрубки кранов к трубопроводу. Существуют две разновидности запорных кранов — пробковые и шаровые. Учитывая состояние рабочей среды, применяют различные типы кранов.

Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

Фланцевые шаровые краны. Материалом данной запорной арматуры служит чугун или сталь. Максимальная температура эксплуатации стальных кранов – от +40 до +70 °С. Чугунные изделия допускают эксплуатацию при температуре до 100 °С.

Запорные заслонки

Устройство и работа запорной арматуры трубопровода данного типа отличается от кранов тем, что запорный элемент имеет вид диска, который вращается вокруг своей оси.

Ось диска расположена перпендикулярно либо под определенным углом к направлению потока рабочей среды. Запорные заслонки нашли свое применение на трубопроводах больших диаметров при невысоких давлениях среды.

Для управления заслонками могут использоваться:

  • гидропривод;
  • электропривод;
  • ручная работа.

Материалом корпуса заслонки обычно выступает чугун, а поворотный диск выполнен из стали. Устройства монтируют на трубопровод путем врезки с применением сварки либо фланцевого соединения.

Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

Устройство запорной арматуры газопровода должно соответствовать условиям применения и характеристиками рабочей среды, таким как:

  • величина потери давления в открытом состоянии;
  • особенности эксплуатации магистралей низкого давления;
  • эргономичность, простота эксплуатации и ремонта;
  • быстрота открытия/закрытия.

Запорные задвижки

Запорные задвижки – это трубопроводная арматура, предназначенная для периодического перекрытия потока рабочей среды. Изготавливаются из чугуна, стали (включая нержавеющую), сплавов цветных металлов. В зависимости от химической составляющей среды используются задвижки из того или иного материала.

Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

Принцип работы данной запорной арматуры обуславливает разделение их на два вида:

Первые оснащены затвором в виде клина и неподвижным шпинделем. Запорные задвижки практичны и эффективны для управления потоком среды на всех типах трубопровода – нефтяном, газовом, водопроводном.

Современные устройства оснащены электроприводом, благодаря которому можно быстро менять состояние заглушки и (или) частично блокировать поток.

Запорная арматура для агрессивных сред

Управление и регулировка потоками агрессивных сред производится с применением специальной запорной арматуры для агрессивных сред. В данном случае учитывается надежность устройств, их герметичность и время безостановочной работы.

Назначение запорной арматуры для баллонов с газом

Трубопроводы, которые перекачивают вещества с высокой химической активностью, в некоторых случаях оснащаются фланцевыми фарфоровыми вентилями во избежание корродирования материала.

В роли антикоррозийного покрытия здесь выступает специальная глазурь, нанесенная на внешнюю часть корпуса.

Для тех же случаев применяются и диафрагмовые вентили с резиновым защитным покрытием, мембрана которых выполнена из фторопласта, резины или ПВХ.

  • Волновые электростанции в РоссииМинистерство энергетики разработало план развития зеленой электроэнергетики к 2020 году. Доля электроэнергии от альтернативных источников электроэнергии должна достигнуть 4,5% от общего количества энергии, вырабатываемой в стране. Однако по оценкам экспертов такое количество электроэнергии от возобновляемых источников стране просто не нужно. Общее мнение в этой области — развивать выработку электроэнергии за счет…
  • Принцип работы и устройство кожухотрубных теплообменниковСреди всех разновидностей теплообменников этот вид наиболее распространен. Его применяют при работе с любыми жидкостями, газовыми средами и парообразными, в том числе, если состояние среды меняется в процессе перегона.
    История появления и внедрения
    Изобрели кожухотрубные (или кожухотрубчатые) теплообменники в начале прошлого века, дабы активно использовать при работе ТЭС, где большое количество нагретой воды перегонялось при…
  • Метод рулонирования резервуаровРулонирование – надёжный метод изготовления многоцелевых вертикальных резервуаров
    Сегодня метод рулонирования резервуаров «работает» в самых разных сферах промышленности: химической; пищевой; нефтяной; топливно-энергетической. Этот парк вертикальных рулонированных цилиндрических емкостей имеет характеристики: вместимость – до 5 00 м3; толщина стенки – до 18 мм; толщина днища в центральной части– до 6 мм. Из…
  • Как выбрать промышленный насосПромышленный насос необходим практически на любом производстве. В отличие от бытовых насосов они должны выдерживать высокие нагрузки, быть износостойкими и иметь максимальную производительность. Кроме того, насосы подобного типа должны быть экономически выгодными для предприятия, на котором они используются. Для того чтобы купить подходящий промышленный наcос, необходимо изучить его основные характеристики и учитывать…

Запорные вентили для баллонов с газами

Вентиль это запорное устройство, служащее для наполнения баллонов газов, подачи газа в горелку или резак и позволяющее сохранять в баллоне сжатые и сжиженные газы.

Вентили разделяют на баллонные и рамповые.

Принцип работы баллонных вентилей одинаков, однако они различаются между собой материалом, из которого они изготовлены, присоединительной резьбой и способом уплотнения. Вентили разделяют также по роду газа.

Кислородные вентили изготовляют из латуни, так как латунь в отличие от стали не горит в среде сжатого кислорода. Маховики и заглушки можно изготовлять из стали, алюминиевых сплавов и пластмасс.

Устройство кислородного вентиля показано на рисунке 1. Вентиль состоит из корпуса 9 со штуцером. К штуцеру, имеющему правую резьбу, присоединяется накидной гайкой кислородный редуктор. В корпусе находится клапан 11 с уплотнителем 12.

На верхнюю часть корпуса навертывается накидная гайка 6, плотно прижимающая фибровую прокладку 7. На выступающую часть шпинделя 5 надевается маховичок 3, который закрепляется с помощью пружины 2 и маховиковой гайки 1 и уплотняется фибровой прокладкой 4. Вентиль снабжается заглушкой 10.

Для того чтобы открыть клапан для выхода кислорода из баллона, необходимо повернуть маховичок 3. Открывается вентиль поворотом маховичка против часовой стрелки, а закрывается вращением по часовой стрелке. Вращение от шпинделя 5 к клапану передается соединительной муфтой 8.

Вентиль имеет сальниковое уплотнение в виде фибровой прокладки 7. Для уменьшения трения буртика шпинделя фибровую прокладку ставят после пропитки ее парафином в течение 40 мин при температуре 70°С.

  • а — кислородный, б — ацетиленовый, в — пропан-бутановый
  • Рисунок 1 — Запорные вентили
  • При работе все детали кислородного вентиля должны быть тщательно обезжирены, так как загрязнение их жирами и маслами недопустимо.
  • Ацетиленовые вентили изготовляют из стали, применение сплавов меди с содержанием ее более 70% недопустимо, так как при контакте с ацетиленом возникает взрывоопасная ацетиленовая медь.

Вентиль ацетиленового баллона состоит из корпуса 10, редуктор к ацетиленовому баллону присоединяется хомутом, снабженным специальным нажимным винтом. Для вращения шпинделя 5 применяют торцовый ключ, надеваемый на выступающий квадратик хвостового шпинделя.

Нижняя часть шпинделя имеет уплотнитель 6 из эбонита, который является клапаном. В качестве сальника применяют кожаные прокладки 3, прижимаемые сальниковой гайкой 1 и шайбой 2 к сальниковому кольцу 4. В резьбовой хвостик вентиля вставляется прокладка из войлока 9, которая выполняет роль фильтра.

Войлочный фильтр 9 и сетка 7 крепятся стальным кольцом 8. На боковой грани корпуса вентиля имеется кольцевая выточка, в которую вставляется прокладка штуцера 11, изготовляемая из кожи или другого эластичного материала. К этой прокладке прижимается входной штуцер ацетиленового редуктора.

Ацетиленовый вентиль имеет отличную от других типов вентилей резьбу, что исключает возможность установки его на другие баллоны.

Вентиль для пропан-бутанового баллона состоит из стального корпуса 1, внутри которого имеется резиновый чулок-ниппель 3. Ниппель надевают на шпиндель 2 и клапан 4 и зажимают сальниковой гайкой 5.

Устройство вентиля газового баллона и его замена на баллоне

Баллоны являются универсальным оборудованием для хранения и транспортировки газообразных веществ в бытовых и промышленных целях. Запорная арматура в них не вечна, поэтому со временем требуется замена вентиля на газовом баллоне. Произвести ее можно самостоятельно с соблюдением ряда правил техники безопасности.

Мы расскажем, как грамотно подобрать вентиль для оснащения газового баллона. Для самостоятельных мастеров мы приводим подробную инструкцию по смене изношенного приспособления. У нас вы узнаете, какие меры безопасности требуется соблюдать при установке запорного устройства на резервуар с газом.

Составные части газового баллона

Требования по производственным процессам и техническим характеристикам газовых баллонов регламентируются довольно старыми ГОСТами 949-73 и 15860-84.

Максимальное рабочее давление в устройствах колеблется от 1,6МПа до 19,6МПа, а толщина стенок может варьировать от 1,5 до 8,9 мм.

Защитный колпак на газовых баллонах может накручиваться на специальную резьбу горловины, полностью закрывая вентиль, или быть приваренным к корпусу и лишь защищать кран от случайных внешних ударов

Стандартный газовый баллон в сборе состоит из следующих элементов:

  1. Корпус баллона.
  2. Вентиль с запорной арматурой.
  3. Закрывающий вентиль колпак.
  4. Подкладные кольца для фиксации и транспортировки.
  5. Опорный башмак.

Важным элементом баллона являются также выбитые на нем технические сведения.

Выбитую на баллоне информацию используют сервисные центры при заправке и повторном освидетельствовании оборудования, поэтому не следует её сильно закрашивать краской

Дно баллонов имеет форму полусферы для равномерного распределения внутреннего давления. Для лучшей устойчивости корпуса снаружи приваривают башмак, на нижних кромках которого зачастую имеются отверстия для крепления баллона к горизонтальным поверхностям.

С видами газовых баллонов и особенностями их маркировки ознакомит статья, которую мы рекомендуем просмотреть и почитать.

Виды и устройство вентилей

Резьба у вентилей для газовых баллонов стандартизирована, а вот сами они могут иметь разнообразную конструкцию. На выбор модели вентиля влияет вид хранимого химического вещества, производственные особенности эксплуатации и количество денег.

Перед покупкой нового оборудования следует ознакомиться с вариантами исполнения и с внутренним устройством вентилей.

Классификация запорной арматуры для баллонов

Конструкционные особенности вентилей газовых баллонов обусловлены не прихотями инженеров, а соображениями техники безопасности.

Газовый вентиль модели ВБ-2. Эта модель вентиля положительно зарекомендовала себя ещё в советское время. Уже десятилетия она используется в быту и промышленности, принося минимум проблем

В зависимости от материала исполнения запорная арматура делится на латунную и стальную. Выбор металла для изготовления корпуса вентиля обусловлен видом содержащихся в баллоне газов.

Различают следующие типы запорных кранов, в зависимости от типа хранимых химических веществ:

  1. Ацетиленовые. Корпус таких баллонов окрашивается в белый цвет. Специальные вентили используются в баллонах с ацетиленом, хлором, аммиаком и другими агрессивными веществами.
  2. Кислородные. Баллоны окрашиваются в синий цвет и предназначаются для хранения кислорода, аргона, водорода, азота, углекислого газа и других инертных газов.
  3. Пропан-бутановые. Окрашиваются в красный цвет и предназначаются для хранения соответствующих названию веществ и других газообразных углеводородов. Наиболее распространенная модель типа вентиля для такого баллона – ВБ-2.

Вентили для ацетиленовых баллонов не изготавливаются из латуни, потому что содержащиеся в них вещества могут вступать в химическую реакцию с медью. Обычно для изготовления запорной арматуры этого типа применяют углеродистую или легированную сталь.

Устройство газового вентиля

Стандартный газовый вентиль имеет вид тройника, на каждом штуцере которого нарезана наружная резьба. Более продвинутые модели могут иметь дополнительный выступ – предохранительный клапан. Его предназначение – сброс избыточного давления в случае нагрева полного баллона или при неправильно осуществляемом заполнении.

Нижний штуцер вентиля используется для присоединения к газовому баллону, верхний – для крепления маховика, а боковой – для подключения коммуникаций для выхода и закачки газа. Устроен кран для газового баллона довольно просто.

Запорная арматура обычно состоит из таких общих элементов:

  1. Латунный или стальной корпус.
  2. Сальниковый вентиль или маховик, присоединяющийся к корпусу накидной гайкой.
  3. Внутренний запирающий механизм с клапаном и штоком.
  4. Уплотнительные прокладки.
  5. Заглушка на выпускное отверстие.

Подробно рассмотреть устройство вентилей на газовых баллонах каждого типа можно на представленных изображениях.

Изношенные вентили могут пропускать небольшое количество газа, что в закрытых помещениях может привести к непредсказуемым последствиям. Для предупреждения таких ситуаций используется заглушка на боковом штуцере, которая служит для дополнительной герметизации баллона при транспортировке и длительном хранении.

Направление резьбы на выпускных отверстиях зависит от химических веществ, которые содержатся в баллонах: правое используется для негорючих газов (кислород, азот, аргон и т.д.), а левое – для горючих (водород, ацетилен, пропан и т.д.)

Принцип работы газового вентиля в собранном виде ничем не примечателен. Для подачи газа и его перекрытия достаточно просто медленно поворачивать маховик в соответствующую сторону.

Обязательные меры предосторожности

Перед заменой вентиля газового баллона необходимо использовать меры предосторожности. Работы должны проводиться так, чтобы обезопасить человека от потенциальных опасностей и сохранить оборудование в рабочем состоянии.

Используются следующие меры предосторожности при подготовительных работах по замене газового вентиля:

  1. Стравливать остатки содержимого баллона можно только на открытом пространстве. Исключение можно делать только для азота, воздуха и аргона.
  2. Рабочее помещение должно быть хорошо проветриваемым, хотя желательно проводить работы на улице.
  3. В пределах рабочего места должен находиться только один закрытый газовый баллон.
  4. Откручивать маховик необходимо медленно с целью предупреждения его электризации.
  5. К замене вентиля можно приступать только после окончательного выравнивания давления в баллоне и снаружи.

При вкручивании вентиля в баллон используется фум-лента или специальные смазки, которые обеспечивают повышенную герметичность и прочность соединения. При замене крана такие уплотнители сильно усложняют процесс его демонтажа. Для решения этой проблемы можно разогреть вентиль феном.

Экономить на газовой фум-ленте не стоит, ведь качественный материал избавит от необходимости перекручивать вентиль из-за утечек газа

Нагревать запорную арматуру можно только после стравливания газа с баллона и закрытия крана. В таком случае процедура безопасна и не приведет к непредсказуемым ситуациям.

Альтернативой фену может стать обматывание вентиля тканью с последующим обливанием её кипятком. При таком методе нагрева на выходной штуцер следует накрутить любую подходящую заглушку для предупреждения попадания туда воды.

После соблюдения всех мер предосторожности и прогрева запорной арматуры можно приступать к выкручиванию вентиля, что в домашних условиях может стать нелегкой задачей.

Если кроме замены запорного устройства баллона вам потребуется еще и замена крана, установленного на газовый трубопровод, советуем изучить порядок и правила выполнения этой работы.

Руководство по откручиванию вентиля

Дополнительный запас герметичности не бывает лишним, но при замене запорной арматуры на газовом баллоне прочность её крепления может стать большой проблемой. Сложность заключается в фиксации корпуса баллона таким образом, чтобы он не проворачивался при откручивании вентиля ключом.

Именно с учетом этой проблемы и будет рассмотрены дальнейшие пошаговые действия по замене запорной арматуры. Зафиксировать корпус газового баллона можно множеством способов, рассмотрим некоторые из них.

Способ 1: крепление ограничивающей планки

Понадобятся такие инструменты и материалы: трубный ключ, два болта длиной от 20 мм с двумя гайками и металлический уголковый профиль длиной не менее метра. Вместо уголка можно использовать любое другое изделие, в котором не жалко просверлить две небольшие дырки.

Далее нужно измерить расстояние между двумя ближайшими отверстиями на башмаке баллона и просверлить соответствующие дырки с одного края металлического профиля. После этого прикрутить железную планку к корпусу баллона с помощью болтов и положить его на бок. Такая конструкция не позволит баллону прокручиваться.

Затем нужно поставить ногу на металлический профиль, а рукой, с помощью ключа, аккуратно откручивать вентиль.

Пошаговая фотоинструкция процесса представлена ниже.

Способ 2: приварка баллона к металлическому основанию

Этот метод довольно опасный, поэтому должен использоваться только профессиональным сварщиком с максимальной осторожностью. Башмак прихватывается в двух местах так, чтобы после откручивания вентиля можно было легко сорвать баллон с основания.

После приваривания корпуса арматура аккуратно откручивается с помощью трубного ключа. Затем внутреннюю резьбу баллона следует очистить от остатков уплотнителя.

Описанными вариантами способы фиксации газового баллона не ограничиваются. Для его закрепления можно использовать много альтернативных методов. На дне баллона иногда скапливается жидкий водяной конденсат, поэтому после извлечения вентиля обязательно нужно перевернуть емкость, чтобы из нее могла вытечь вода.

Прикручивание новой запорной арматуры

Перед закручиванием вентиля все соединяемые детали должны быть обезжирены для предотвращения засорения запорного механизма. Для этого можно использовать тряпку с обычным моющим средством или смоченную уайт-спиртом. После этого следует промыть поверхности обычной водой и дать им высохнуть.

Новый вентиль никогда не прикручивается к баллону на голую резьбу. Обязательно необходимо использовать уплотнитель: специальную резьбовую смазку или фторопластовую фум-ленту. Их наносят на нижний штуцер и только после этого закручивают вентиль.

Между вентилем и корпусом баллона не предполагается использования дополнительных прокладок, будет достаточно уплотнителя и соответствующего зажимного усилия

Толщина газовой фум-ленты больше сантехнической и составляет 0,1 – 0,25 мм, а её бобина должна быть желтого цвета. Наматывается лента с натяжением в 3-4 слоя. Лучше лишний раз её перекрутить при разрыве, чем сделать уплотнение рыхлым.

Зажимать вентиль желательно динамометрическим ключом. Стальная запорная арматура прикручивается с максимальным усилием 480 Нм, а латунная – 250 Нм. После зажима вентиля можно переходить к последующим действиям по тестированию герметичности получившегося соединения.

Проверка герметичности и завершение работ

При проверке герметичности соединения вентиля потребуется закачать в газовый баллон газ под давлением.

Это можно сделать двумя способами:

  1. Закачать газ с помощью компрессорного оборудования или автомобильного насоса.
  2. Соединить шлангом два баллона, первый из которых пустой (тестируемый), а второй – заполненный газом.

Сначала нужно под контролем манометра наполнить тестируемый баллон газом с давлением 1,5-2 атмосферы. После этого на соединение наносится мыльная пена и немного приоткрывается кран.

Если мыльные пузыри нигде не надуваются, то соединение герметично. Но если появляются хотя бы незначительные вздутия пены, то придется перекручивать вентиль заново.

При погружении вентиля в воду желательно закрыть боковой штуцер заглушкой, чтобы вода и содержащиеся в ней взвешенные частицы не попали в запирающий механизм

Если баллон небольшой, то можно погрузить его вентиль в небольшой тазик с водой и посмотреть наличие пузырьков.

После замены запорной арматуры в паспорте газовых баллонов обязательно проставляется соответствующая отметка.

Следует помнить, что описанные выше способы замены отслужившего вентиля применимы только по отношению к металлическим резервуарам. Если у вас композитный баллон для хранения газа, так действовать нельзя из-за возможности повредить колбу и нарушить ее герметичность.

Выводы и полезное видео по теме

  • Представленные видеоматериалы позволяют воочию увидеть все детали и сложности при замене вентиля на газовых баллонах.
  • Видео #1. Выкручивание вентиля с газового баллона:
  • Видео #2. Закручивание нового вентиля с оригинальным способом фиксации газового баллона:
  • Видео #3. Как заменить вентиль на газовом баллоне:
  • При выполнении работ по замене газового вентиля нужно не спешить и обдумать каждое последующее действие и его последствия.

Даже при соблюдении всех мер предосторожности описанные манипуляции с газовым оборудованием являются для новичка довольно опасным делом.

Лучше всего доверить выполнять эти работы профессионалам, которые произведут их на специализированном стенде.

Если у вас в процессе ознакомления со статьей появились вопросы, задать их можно в блоке, расположенном ниже. Здесь же вы сможете оставить комментарии и поделиться полезной информацией. Комментируйте, пожалуйста, материал, нам интересно ваше мнение.

Виды запорных вентилей для газовых баллонов

Баллон — универсальное оборудование для хранения и транспортировки газообразных веществ. Запорная аппаратура в таких агрегатах периодически требует замены. Подобрать соответствующий вентиль и произвести его замену можно самостоятельно. Для этого нужно знать, какие существуют виды запорных клапанов, как они устроены и какие меры безопасности следует соблюдать при их замене. Необходимую информацию вы узнаете из этой статьи.

Вентиль — запорное приспособление. С его помощью обеспечивается герметичное хранение газов. Он также служит для наполнения резервуаров и подачи газа в горелку.

На нашем сайте вы можете увидеть многочисленные разновидности запорных вентилей. Например, баллонные и рамповые.

Первые одинаково устроены, но различаются присоединительной резьбой, а также по тому, из какого металла они сделаны и применяемого уплотнителя. Также вентили делят по роду газа.

Виды вентилей для газовых баллонов

У нас в каталоге вы можете найти и приобрести разные варианты запорных баллонных вентилей. Различные модели отличаются конструкцией. Модель выбирают с учетом вида хранимого вещества:

  • кислородные (используются при хранении инертных газов, таких, как O2, Ar, H2, N2, CO2);
  • пропан-бутановые (их приобретают для газообразных углеводородов).

Эта классификация распределяет вентили по типу газа.

Запорные вентили для газовых баллонов могут быть стальными и латунными.

Кислородные вентили изготавливают из латуни. Это связано с тем, что в отличие от стали латунь не горит в среде сжатого кислорода. А вот моховики и заглушки в таких вентилях производят из сплавов алюминия, стали и пластмасса.

Ацетиленовые вентили производят из стали. Недопустимо использование сплавов меди с содержанием этого металла более 70%, поскольку медь вступает в реакцию с ацетиленом, создавая взрывчатое вещество.

Пропан-бутановые вентили делают из стали.

Конфигурация запорного клапана

Запорный вентиль или клапан представляет собой регулирующую арматуру в виде затвора со шпинделем, который ввинчивается в резьбу неподвижной ходовой гайки. Последняя располагается в крышке или бугеле. Принцип действия любого запорного клапана основан на поступательном движении золотника, который обеспечивает вращающийся шпиндель.

Запорный вентиль полностью перекрывает поток рабочей среды.

Конфигурация запорного клапана варьируется.

Устройство запорного вентиля для баллона синего цвета с O2 следующее: корпус со штуцером, клапан, муфта, прокладка, кольцо сальниковое, гайка сальника, шпиндель, на верхушку шпинделя надевается маховик. Поворачивая маховик против часовой стрелки, происходит открытие вентиля. Закрытие осуществляется в обратном направлении. Самая ходовая модель вентиля ВК -94

Все детали работающего клапана необходимо тщательно очищать от жира. Это обязательное условие безопасной эксплуатации.

Пропан-бутановой клапан для красных баллонов представляет собой стальной корпус с ниппелем из резины. Его надевают на шпиндель и клапан, а затем зажимают гайкой. Самая ходовая модель — ВБ-2.

Все виды запорного оснащения вы можете приобрести на нашем сайте. Для этого нужно позвонить или оставить заявку на сайте. Подробную информацию о моделях вентилей и их стоимости уточняйте у менеджеров.

Оцените статью
АВТОЭЛЕКТРИК
Добавить комментарий