26. Головкой Е-14 ослабьте затяжку десяти болтов в показанном на фотографии порядке.
Замена прокладки головки блока цилиндров на двигателях ВАЗ 11183, ВАЗ 21116 и ВАЗ 11186 Lada Granta
При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки блока с блоком цилиндров снимите головку и замените ее прокладку. Течь может возникнуть и вследствие коробления головки блока из-за перегрева. Прокладка головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 11183 изготовлена из металлоасбестового полотна, а на двигателях ВАЗ 21116 и ВАЗ 11186 она металлическая. Порядок замены на автомобиле Лада Гранта прокладки головки блока цилиндров на всех трех двигателях одинаков и показан на примере двигателя ВАЗ 11183. Замена прокладки головки блока цилиндров двигателя ВАЗ 21126 описана отдельно.
Прокладка головки блока цилиндров одноразового использования, поэтому при каждом снятии головки блока цилиндров прокладку необходимо заменять.
1. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия, после чего переднюю крышку газораспределительного механизма оставьте снятой.
2. Снизьте на автомобиле давление в системе питания двигателя, если работа выполняется сразу после поездки.
3. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
6. Отсоедините от дроссельного узла воздухоподводящий рукав и разъем проводов, как описано здесь.
7. Отсоедините наконечники высоковольтных проводов от свечей зажигания.
8. Отсоедините колодку проводов от разъема датчика лампы сигнализатора аварийного падения давления масла.
9. Отсоедините колодку проводов от датчика фазы газораспределения.
10. Затем отсоедините колодку проводов от ДТОЖ (датчика температуры охлаждающей жидкости) системы управления двигателем. Датчик размещен на термостате.
11. Снимите крышку головки блока цилиндров, как написано здесь.
12. Снимите ремень ГРМ и натяжительный ролик, как написано здесь.
13. Ослабьте затяжку болта крепления зубчатого шкива распредвала, удерживая распределительный вал от проворачивания (это можно сделать, вставив в отверстия ступицы шкива ключ для фиксации распредвала или просуньте насадку на 10 мм с удлинителем в отверстие шкива распредвала и оденьте её на гайку которая крепит заднюю крышку ремня ГРМ).
14. Окончательно выверните болт крепления шкива распределительного вала и снимите шкив распредвала.
Примечание:
Если шкив сидит на хвостовике распредвала туго, спрессуйте его универсальным съемником. Для этого уперите винт съемника в предварительно ввернутый в вал болт крепления шкива распредвала (чтобы не повредить резьбу в распредвалу).
15. Головкой на 10 мм открутите два болта и гайку крепления задней крышки привода газораспределительного механизма.
16. Снимите заднюю крышку привода газораспределительного механизма.
17. Отсоедините провод от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости (датчик ввернутый в блок цилиндров под термостатом).
18. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините пять шлангов системы охлаждения от патрубков термостата.
19. Отверните гайку крепления наконечника «массового» провода и снимите провод.
20. Разъедините разъемы проводов форсунок, как описано здесь.
21. Отсоедините от трубки топливной рампы топливоподводящий шланг.
22. Отсоедините от штуцера модуля впуска шланг к вакуумному усилителю тормозов, ослабив затяжку хомута его крепления.
23. Отсоедините верхние концы распорок от выпускного коллектора, как описано здесь.
24. Разъедините разъемы проводов датчиков концентрации кислорода и извлеките держатели их проводов из отверстий термоэкрана рулевого механизма, как описано здесь.
25. Отсоедините от фланца катализатора приемную трубу дополнительного глушителя и отсоедините от блока цилиндров поддерживающий кронштейн катализатора, как описано здесь.
26. Головкой Е-14 ослабьте затяжку десяти болтов в показанном на фотографии порядке.
27. Окончательно выверните болты крепления головки блока цилиндров и выньте их вместе с шайбами.
Примечание:
Болты крепления головки блока цилиндров вытягиваются при многократном использовании. Болты, длина которых (без учета высоты головки) больше 135,5 мм, замените новыми. Перед установкой на автомобиль Лада Гранта ВАЗ 2190 головки блока цилиндров двигателя смажьте болты тонким слоем моторного масла.
28. Снимите с двигателя головку блока цилиндров.
Примечание:
Не забивайте отвертку или другие инструменты между головкой и блоком цилиндров.
Для того чтобы оторвать головку блока цилиндров от прокладки, вставьте отвертку под катализатор и, используя ее как рычаг, приподнимите её. Снимать с автомобиля Лада Гранта головку блока цилиндров удобнее с помощником, так как она довольно тяжелая.
29. Снимите прокладку головки блока цилиндров.
30. Очистите привалочные поверхности головки блока и блока цилиндров (они должны быть сухими и чистыми) и удалите ветошью масло из резьбовых отверстий в блоке под болты крепления головки блока цилиндров.
Примечание:
Если не удалить масло из резьбовых отверстий под болты крепления головки блока цилиндров, то в блоке цилиндров при затяжке болтов могут появиться трещины, так как масло не сжимается.
Проверьте наличие двух установочных втулок в гнездах крайних отверстий блока цилиндров под болты крепления головки блока цилиндров. Если при снятии с автомобиля головки блока цилиндров втулки остались в головке или вышли из гнезд блока, запрессуйте их в блок цилиндров до упора.
31. Установите на блок цилиндров новую прокладку головки (прокладка должна быть сухой и чистой) по установочным втулкам. При этом отверстие для прохода масла в прокладке двигателя ВАЗ 11183 (с медной окантовкой) должно находиться между 3-м и 4-м цилиндрами.
32. Установите головку блока цилиндров на блок, предварительно убедившись, что коленчатый и распределительный валы находятся в положении ВМТ (оба клапана 1-го цилиндра должны быть закрыты). Затяните болты крепления головки блока цилиндров в указанной последовательности в четыре этапа:
1-й – моментом 20 Н·м;
2-й – моментом 69,4-85,7 Н·м;
3-й – доверните болты на 90°;
4-й – окончательно доверните болты на 90°.
33. Установите на головку блока цилиндров двигателя снятые детали и подсоедините к ней шланги и провода в порядке, обратном снятию.
Примечание:
Шкив распредвала установите выступающей частью ступицы к двигателю.
36. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в приводе клапанов.
37. Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма, как описано здесь.
31. Очистите привалочные поверхности головки блока и блока цилиндров (они должны быть сухими и чистыми) и удалите масло из резьбовых отверстий в блоке под болты крепления головки.
Замена прокладки головки блока цилиндров Лада Гранта
При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки блока с блоком цилиндров снимите головку и замените ее прокладку. Течь может возникнуть и вследствие коробления головки блока из-за перегрева, Прокладка головки блока цилиндров двигателя
ВАЗ-11183 изготовлена из металлоасбестового полотна, а на двигателях ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 она металлическая. Порядок замены прокладки на всех трех двигателях одинаков и показан на примере двигателя ВАЗ-11183 (8 клапанов). Замена прокладки головки блока двигателя ВАЗ-21126 (16 клапанов) описана отдельно, см статью «Замена прокладки головки блока цилиндров на автомобиле Лада Приора»
Для замены прокладки головки блока двигателей ВАЗ-11183, ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 выполните следующее.Вам потребуются: динамометрический ключ, ключи «на 13», «на 17», «на 19», торцовые головки «на 10», «на 13», «на 17», ключ-шестигранник«на 10», отвертка.
Предупреждение
Прокладка головки блока одноразового использования, поэтому при каждом снятии головки блока прокладку необходимо заменять.
1. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (см. «Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия»).
2. Снизьте давление в системе питания, если работа выполняется сразу после поездки (« Снижение давления топлива» ).
3. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
4. Слейте охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»).;
5. Снимите воздушный фильтр (см. «Снятие и установка воздушного фильтра, воздухоподводящего рукава и воздухозаборника»).
6. Отсоедините от дроссельного узла воздухоподводящий рукав и колодку жгута проводов (см. «Снятие и установка дроссельного узла»).
7. Отсоедините наконечники высоковольтных проводов от свечей зажигания.
8. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика сигнализатора аварийного падения давления масла.
9. . отдатчика температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем.
10. . и датчика фазы.
11. Снимите крышку головки блока цилиндров
12. Снимите переднюю крышку привода газораспределительного механизма (см. «Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия»).
13. Ослабьте затяжку болта крепления зубчатого шкива распределительного вала, удерживая распределительный вал от проворачивания (это можно сделать, вставив в отверстия ступицы шкива большую отвертку или монтажную лопатку).
14. Снимите ремень привода газораспределительного механизма (см. «Замена ремня привода газораспределительного механизма и натяжного ролика»).
15. Окончательно выверните болт крепления шкива распределительного вала.
16. . и снимите шкив.
Если шкив на валу насажен с натягом, то воспользуйтесь съемником (см рисунок ниже)
17. Снимите заднюю крышку привода газораспределительного механизма
18.0тсоединитепроводотдатмикауказа-теля температуры охлаждающей жидкости.
19. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините пять шлангов системы охлаждения от патрубков термостата.
20. Отверните гайку крепления наконечника «массового» провода.
Если шкив сидит на хвостовике вала туго, спрессуйте его универсальным съемником, уперся винт съемника в предварительно ввернутый в вал болт крепления шкива (чтобы не повредить резьбу в валу).
21. . и снимите провод.
22. Разъедините колодки жгута проводов форсунок и отсоедините от трубки топливной рампы топливоподводящий шланг (см. «Снятие и установка топливной рампы»).
23. Отсоедините от штуцера модуля впуска шланг к вакуумному усилителю тормозов, ослабив затяжку хомута его крепления.
24. Отсоедините верхние концы распорок от выпускного коллектора
25. Разъедините колодки жгутов проводов датчиков концентрации кислорода и извлеките держатели их проводов из отверстий термоэкрана рулевого механизма 26. Отсоедините от фланца катколлектора приемную трубу дополнительного глушителя и отсоедините от блока цилиндров поддерживающий кронштейн катколлектора.
27. Ослабьте затяжку десяти болта крепления головки блока в показанном на фотографии порядке.
28. . окончательно выверните болты крепления головки и выньте их вместе шайбами.
29. Снимите головку блока цилиндров.
Не забивайте отвертку или другие инструменты между головкой и блоком цилиндров.
Для того чтобы оторвать головку блока от прокладки, вставьте отвертку под катколлектор и, используя ее как рычаг, приподнимите головку. Снимать головку блока цилиндров удобнее с помощником, так как она довольно тяжелая.
30. Снимите прокладку головки блока.
31. Очистите привалочные поверхности головки блока и блока цилиндров (они должны быть сухими и чистыми) и удалите масло из резьбовых отверстий в блоке под болты крепления головки.
Если не удалить масло из резьбовых отверстий под болты крепления головки блока, то в блоке цилиндров при затяжке болтов могут появиться трещины, так как масло не сжимается.
32. Проверьте наличие двух установочных втулок в гнездах крайних отверстий блока цилиндров под болты крепления головки. Если при снятии головки втулки остались в головке или вышли из гнезд блока, запрессуйте их в блок до упора.
33. Установите на блок новую прокладку головки (прокладка должна быть сухой и чистой) по установочным втулкам. При этом отверстие для прохода масла в прокладке двигателя ВАЗ-11183 (с медной окантовкой) должно находиться между 3-м и 4-м цилиндрами.
34. Установите головку на блок, предварительно убедившись, что коленчатый и распределительный валы находятся в положении ВМТ (оба клапана 1-го цилиндра должны быть закрыты). Затяните болты крепления головки блока в указанной последовательности в четыре этапа:
1 -й — моментом 20 Н-м;
2-й — моментом 69,4-85,7 Н-м;
3-й — доверните болты на 90°;
4-й — окончательно доверните болты на 90°,
35. Установите на головку блока снятые детали и подсоедините к ней шланги и провода в порядке, обратном снятию. Шкив распределительного вала установите выступающей частью ступицы к двигателю.
36. Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в приводе клапанов (см. «Регулировка зазоров в приводе клапанов двигателей ВАЗ-11183, ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186»).
37. Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма.
Еще бывает вариант прострела между цилиндрами, допустим между вторым и третьим, снаружи такой прострел точно определить трудно, нужно мерить компрессию, по любому двигатель будет троить, и радуйтесь если причина троению двигателя и отсутствию компрессии в двух цилиндрах всего лишь пробитая прокладка ГБЦ, а не что-нибудь пострашнее.
Что делать, если пробило прокладку ГБЦ
Если по результатам проверки прокладка головки блока цилиндров оказалась пробитой, то у вас не остается никаких вариантов, кроме её замены на новую. Прокладка ГБЦ не является слишком дорогой деталью. В зависимости от модели авто, материала и фирмы-производителя её цена колеблется в пределах 50-200 руб. Но это лишь верхняя часть «айсберга».
При замене прокладки ГБЦ придется менять и болты крепления. Когда болт выкручивается, его параметры уже не соответствуют необходимым требованиям, и при повторном заворачивании с нужным усилием велика вероятность разрыва тела болта. Стоимость новых болтов колеблется в районе 50-100 руб.
Перед установкой новой прокладки ГБЦ важно проверить поверхность сопрягаемых плоскостей на блоке цилиндров и головке блока. Если требуется дополнительная шлифовка, тогда приобретать прокладку необходимо с учетом толщины снятого слоя металла. Шлифовка ГБЦ обойдется в пределах 70-150 руб.
Снять головку блока цилиндров в некоторых двигателях достаточно сложно. Требуется отсоединить много деталей и узлов, слить технические жидкости. Поэтому выполнение этой ответственной работы лучше доверить квалифицированным специалистам. Замена прокладки на автосервисе оценивается в сумму 120-300 руб.
После выполнения замены прокладки ГБЦ автомобилист должен некоторое время следить за поведением мотора. Если двигатель работает устойчиво, выхлопные газы прозрачны, а температура не превышает норму, то прокладка хорошо справляется с возложенной на нее задачей и проблема решена успешно