Blinov I.A. Method for determining the spatial position of the center of gravity of machines. Journal of «Almaz – Antey» Air and Space Defence Corporation. 2019;(2):71-82. https://doi.org/10.38013/2542-0542-2019-2-71-82
Введение
Значение точного и удобного способа определения положения центра тяжести изготовляемых изделий трудно переоценить. Положение центра тяжести машины влияет на такие ее качественные показатели, как устойчивость во время движения, плавучесть, распределение нагрузки по несущим элементам конструкции, плавность хода и др. [1].
Наиболее простой и распространенный (применяется в том числе в АО «ИЭМЗ «Купол») экспериментальный метод определения центра тяжести машины заключается в следующем. Испытываемую машину (поз. 1 на рис. 1) подвешивают за специальные кронштейны (поз. 2) с помощью строп (поз. 3), закрепленных на траверсе (поз. 4). Подъем траверсы осуществляется кран-балкой. Положение центра тяжести в поднятом состоянии влияет на распределение нагрузки по стропам. Координаты центра тяжести машины xc, yc определяют в зависимости от показаний динамометров (поз. 5) из уравнений равновесия машины в подвешенном состоянии:
Ti — сила натяжения в стропе i.
Рис. 1. Схема измерений:
1 — испытываемая машина; 2 — кронштейны; 3 — стропы; 4 — траверса; 5 — динамометры
Данный метод обладает рядом недостатков, наиболее существенным является невозможность определения высотной координаты центра тяжести zc.
Альтернативный способ определения центра тяжести изложен в [2]. Согласно ГОСТ 30750 -2001, центр тяжести определяется методом измерения реакции опор при установке испытываемой машины в горизонтальное и два наклонных положения: с поднятой передней и задней частями в соответствии с рис. 2. Для определения реакции опор используют платформенные весы.
Первое взвешивание проводят с наклоном корпуса в продольной плоскости на угол α (рис. 2, а). Наклон можно обеспечить поднятием передней части машины кран-балкой. Результаты взвешивания позволяют определить координату центра тяжести ас по формуле
Для второго взвешивания обеспечивают наклон машины β в той же плоскости в другую сторону, приподнимая заднюю часть машины (рис. 2, б). Вторую координату центра тяжести bc определяют по формуле
Рис. 2. Схемы к методу по ГОСТ 30750 -2001: а — первое взвешивание; б — второе взвешивание; в — третье взвешивание
Этой координате соответствуют точки в плоскости Ω.
Первые два взвешивания ограничивают область поиска центра тяжести до прямой h в пересечении плоскостей Θ и Ω. Точное положение центра тяжести на прямой h определяется координатой xc, рассчитываемой по формуле
в зависимости от результатов третьего взвешивания в горизонтальном положении машины (рис. 2, в). Для определения действительной массы изделия m необходимо еще одно взвешивание.
Стандартный метод выгодно отличается от применяемого на предприятии возможностью определения высотной координаты центра тяжести, однако требует использования платформенных весов, большего количества взвешиваний и занимает больше времени.
Несмотря на существование ряда технических решений задачи определения центра тяжести изделий, нет достаточно универсального и простого способа, который давал бы исчерпывающую информацию о положении центра тяжести и при этом не увеличивал бы номенклатуру производственного оснащения для ее получения. В связи с этим целью данной статьи является разработка метода определения пространственного положения центра тяжести подвешиванием с использованием простых и распространенных технологических средств при минимизации применения специальных силоизмерительных приборов и количества операций взвешивания.
Для выполнения экспериментальной части процесса откажемся от сложной специальной оснастки в пользу имеющейся в цехах производства транспортно-грузовой: будем использовать грузовую траверсу, стропы и кран козлового либо башенного типа. Тогда поставленной цели можно достигнуть установлением аналитических взаимосвязей между положениями изделия в подвешенном равновесном состоянии на грузовой траверсе и тремя координатами его центра тяжести. Взаимосвязи можно выразить уравнениями равновесия элементов измерительной системы и уравнениями аналитической геометрии, а их количество и состав в математической модели подобрать таким образом, чтобы исключить силовые параметры из перечня независимых (подлежащих экспериментальному определению). Это позволит устранить необходимость в использовании силоизмерительных средств в составе измерительной схемы.
В зависимости от числа одновременно обрабатываемых координат рассматриваемая задача может быть либо пространственной, либо плоской. Практический интерес представляет решение наиболее общей пространственной задачи. Однако выполнить предварительную теоретическую проверку принципиальной возможности определения наиболее проблемной высотной координаты предлагаемым способом рациональнее на примере решения математически простой плоской задачи.
Решение плоской задачи
Установившееся равновесное состояние геометрически изменяемой системы траверса — стропы — машина зависит от координат центра тяжести машины и траверсы. Две искомые координаты центра масс машины в плоскости можно определить по аналогии с рассмотренным стандартным методом путем подвешивания машины под двумя разными углами. Реализовать подвешивание под разными углами можно за счет применения пар строп разной длины, меняя местами пары.
Каждому положению центра тяжести соответствует комбинация положений системы траверса — стропы — машина до и после перемены строп местами. Чтобы выразить аналитически это соответствие, обратимся к схеме нагружения элементов системы в двух случаях, изображенных на рис. 3. Здесь ADG — траверса, шарнирно закрепленная относительно подвеса с одной степенью свободы — вращением вокруг шарнира D. Положение траверсы определяется углом γTi, где i ∈ < ,1 2>— порядковый номер подвешивания. Траверса характеризуется следующими известными параметрами: массой mT, размерами HT и lT , координатой положения ее центра масс ZCT . AO и GK — стропы с длинами I1 и I2 соответственно. Силы натяжения в стропах T1i и T2i отклонены от вертикали на углы α1; и α2i соответственно.
Рис. 3. Расчетные схемы для плоской задачи: а — до перемены пар строп местами; б — после перемены пар строп местами
Испытываемая машина условно представлена в виде прямоугольника MNFE. Точки O и K- крепление строп к корпусу машины (кронштейны). Точка С — центр тяжести машины с искомыми координатами xc, zc относительно левого кронштейна O в системе координат машины. Полярные координаты центра тяжести машины — радиус-вектор ρ и его угол наклона φ. Ориентация машины в установившемся положении i определяется углом ее наклона к горизонтали γi. Прочие известные параметры машины: масса т, размеры LM и H, расстояние между кронштейнами L, координата левого кронштейна относительно торца машины L0.
В плоскости рисунка примем декартову систему координат xDz. Соединения строп с машиной и траверсой условимся считать идеальными шарнирами без сил трения, удлинениями строп при их натяжении и массой строп пренебрегаем.
Свяжем положения системы при двух подвешиваниях с полярными координатами центра тяжести машины уравнениями равновесия [3]. В установившемся положении i равнодействующий момент, создаваемый смещенными относительно точки D силами тяжести траверсы и машины, должен быть нулевым:
где AD- длина плеча траверсы, AD =
δ- угол при вершинах A и G траверсы,
γ1 и γ 2 — углы наклона машины к горизонтали в первом и во втором случае соответственно; верхний знак «+» относится к γ 1, нижний «-» к γ 2.
Совместное решение двух уравнений (1), составленных для каждого из двух случаев при известных параметрах положения системы (YТ1, YТ2, Y1, Y2, α 11, α 22), позволяет определить полярные координаты центра тяжести машины ρ и φ. К декартовым координатам центра тяжести можно перейти известным способом [4]:
Параметры γТ1, γТ2, γ 1, γ2, α11, α22 предварительно определяются из математических моделей, описывающих каждое из двух равновесных положений системы. Модели содержат уравнения равновесия и уравнения, выражающие геометрические связи элементов в системе. Два силовых и одно моментное уравнения равновесия траверсы имеют вид
где сила натяжения тягового троса определяется по формуле
Геометрические уравнения выражают замкнутость геометрически изменяемого четырехугольника AGKO:
В проекциях на оси z и x и получим еще два уравнения
Таким образом, получено по пять уравнений для каждого случая i с шестью переменными параметрами: T1i,T2i, α1i, α2i, γTi, γi. Один параметр среди них можно считать независимым и подлежащим измерению. Остальные пять параметров определяются в зависимости от него через пять составленных уравнений.
Если выбрать в качестве независимого измеряемого параметра геометрический, например угол наклона машины γ i, то исчезает необходимость в определении силовых параметров, а значит, и в использовании силоизмерительных средств. Угол наклона достаточно просто определить экспериментально, например, по разнице высот двух точек машины E и F над уровнем пола по формуле
Таким образом, мы удостоверились в принципиальной возможности определения высотной координаты центра тяжести подвешиванием и в отсутствии необходимости использования для этого каких-либо силоизмерительных средств.
Вторым этапом решим пространственную задачу и разработаем алгоритм определения положения центра тяжести.
Решение пространственной задачи
Решение задачи в пространстве во многом аналогично решению плоской задачи. Основные отличия в большем количестве параметров, описывающих равновесные состояния элементов измерительной системы, которые определяются большим числом совместно решаемых уравнений.
В пространстве удобно пользоваться формулами матричных преобразований при пространственных поворотах и смещениях [4]. Поэтому пространственные объекты зададим в виде матриц координат их узловых точек. Силы в пространстве определяются тремя независимыми параметрами. Зададим их проекциями на оси координат, это позволит использовать в качестве плеч моментов в уравнениях статики соответствующие координаты точек приложения этих сил.
Расчетные схемы системы в пространстве для двух взвешиваний изображены на рис. 4. Положение траверсы ABDEF в случае i задается углами ее поворота вокруг собственных координатных осей γTix, γTiy и γTiz, nA — вектор нормали к плоскости фигуры BDEF. Tjik — проекции силы натяжения стропы j в случае i на координатную ось k.
Рис. 4 (начало). Расчетные схемы для пространственной задачи: а — до перемены пар строп местами
Рис. 4 (окончание). Расчетные схемы для пространственной задачи: б — после перемены пар строп местами
Если матрица пространственных координат узловых точек траверсы до ее поворота вокруг собственных осей, проходящих через шарнир А,
то в установившемся равновесном состоянии координаты узловых точек зависят от углов ориентации траверсы γTiy и γTiz в соответствии с известной формулой
Координаты концов строп связаны с координатами узловых точек траверсы уравнением
где Tij — силы натяжения в стропах, Tij =
BO, DG, FM, EK — длины строп в растянутом под нагрузкой состоянии.
По закону Гука длина стропы j в растянутом состоянии lj + JljTji, где J — продольная податливость стропы [5].
Представленные в уравнениях (10) и (11) координаты узловых точек используются в математических моделях положения системы в двух случаях.
Математические модели представляют собой совокупность уравнений равновесия и геометрических уравнений. Шесть уравнений равновесия траверсы для случая i имеют вид
где T — сила натяжения тягового троса, определяется по формуле (6);
m B ∈ (B, E, F, D), — зависимости координат узловых точек от углов ориентации траверсы, вычисляются из формулы (10).
Геометрические уравнения выражают условия замкнутости пространственных четырехугольников BOKE и BOMF при различных углах ориентации машины в пространстве γiy и γiz:
В проекциях на координатные оси с учетом (10) и (11) получаем дополнительно девять уравнений:
При известных углах ориентации машины система пятнадцати уравнений (12) –(26), решенная относительно 15 неизвестных – T1ix , T1iy , T1iz, T2ix , T2iy , T2iz, T3ix , T3iy , T3iz, T4ix , T4iy , T4iz, γTix , γTiy , γTiz, – позволяет полностью определить параметры положения системы в данном случае i.
Углы ориентации машины в пространстве γix , γiy и γiz в случае i находятся из матричного преобразования координат трех точек V, Q, R при повороте машины (см. рис. 4):
Если выразить из формулы (27) разницы высотных координат точек V, Q, R попарно и приравнять их к разницам измеренных высот этих точек над уровнем пола, то получим систему трех уравнений для определения углов
Параметры положения системы в двух случаях необходимы для определения координат центра тяжести машины из моментных уравнений равновесия
где функциональные зависимости координат центра тяжести машины в системе xyz от координат центра тяжести в собственной системе координат Xc , Yc , Zc :
функциональные зависимости координат узловых точек траверсы от углов ее ориентации выражаются из формулы (10).
Решая уравнения (29) относительно Xc , Yc , Zc , определяем искомое положение центра тяжести машины.
Таким образом, при известных параметрах измерительной системы — m, mT , ZcT , HT ,aT , bT , L, LM , LO, B, l1, l2, l3, l4, J — алгоритм определения центра тяжести машины в пространстве включает в себя следующие действия:
- подвесить систему (см. рис. 4, а) и дождаться установившегося равновесия;
- измерить высоту трех точек машины hV1, hQ1, hR1 над уровнем пола;
- решить систему уравнений (12) — (26), приняв i = 1 относительно T11x, T11y, T11z, T21x, T21y , T21z, T31x , T31y , T31z, T41x , T41y , T41z, γT x1 , γT y1 , γT1z
- поменять пары строп 1, 2 и 3, 4 (см. рис. 4) местами, подвесить систему и дождаться установившегося равновесия;
- определить высоту точек машины hV2, hQг, hR2 над уровнем пола;
- решить систему уравнений (12) — (26), приняв i = 2 относительно T12x , T12 y , T12z, T22x , T22 y , T22z, T32x , T32 y , T32z, T42x , T42 y , T42z, γT x 2 , γT y 2 , γT 2z;
- решить систему уравнений (28) для каждого из двух случаев подвешивания и определить углы y1x y1y y1z y2x y2y y2z;
- использовать параметры, найденные в п. 3, 6, 7, для решения системы уравнений (29) относительно координат центра тяжести машины в собственной системе координат Xc ,Yc, Zc.
Для уменьшения трудоемкости математической обработки результатов измерений была составлена программа в среде MathCAD. Преимущества использования MathCAD для решения данной задачи обусловлены наличием встроенных средств для расчета систем нелинейных уравнений.
Составленная программа позволяет автоматически вычислить координаты центра тяжести машины в зависимости от параметров измерительной системы и полученных измерением значений высот точек V, Q, R машины над уровнем пола для двух случаев подвешивания. Программа выводит численные значения координат и показывает положения измерительной системы с центрами тяжести элементов в трех проекциях для каждого случая, а также центр тяжести машины в ее собственной системе координат в трех проекциях. Примеры результатов работы программы приведены на рис. 5.
Заключение
Разработанный метод определения координат центра тяжести машины не требует использования силоизмерительных устройств в составе измерительной схемы, ориентирован на применение простых имеющихся в наличии цеховых средств подвешивания машины, позволяет определять все три координаты центра тяжести и является хорошей альтернативой методу, используемому на предприятии.
Снизить трудоемкость математической обработки результатов измерений позволяет написанная на основании разработанного алгоритма программа.
В рамках данной статьи рассмотрена принципиальная возможность определения центра тяжести предлагаемым способом, основанная на математических выкладках. В рамках дальнейших работ будет оценена точность метода, исследовано влияние погрешностей применяемых средств на погрешность определения центра тяжести, представлены результаты пробных испытаний на базе производства АО «ИЭМЗ «Купол».