Термины и определения
Лифт — грузоподъемная машина, которая предназначена для вертикального, горизонтального или наклонного перемещения различных грузов, находящихся на специальных платформах.
Автоматизированные парковочные системы – отдельные строения или же встроенные в здания конструкции для компактного хранения автомобилей. Устроены с помощью специальных подъемников, на которые заезжает автомобиль, после чего стояночная платформа вместе с автомобилем поднимается и движется до места парковки автомобиля самостоятельно. Перемещение людей на таких подъемных механизмах строго запрещено. Так же могут называться – паркинги.
Паллетные парковочные системы— автоматизированные парковочные системы основанные на использовании паллет.
Паллета – платформа, на которой находится автомобиль при его перемещении. Раньше в паркингах использовали только такой способ перемещения, но он выявил множество минусов. Во-первых, после переноса автомобиля на необходимое место стоянки, следующий автомобиль можно загрузить только тогда, когда пустая паллета вернется на свое место. Такой способ перемещения был не таким быстрым, как бы хотелось. Поэтому создали специальную программу обмены паллетами, чтобы одна и та же паллета могла двигаться в разных направлениях и выполнять функции, как довоза автомобиля до месте парковки, так и его забора.
Беспаллетные парковочные системы, представляющие собой набор пальцевых элементов, которые перемещают автомобиль с помощью гребенчатой технологии обмена. Проще говоря, это специальные платформы- тележки на колесах и рельсах, которые движутся вместе с автомобилем, от места к месту, оставаясь под ним на время парковки. Такие системы компактны, экономичны, удобны, всегда готовы переместить автомобиль, не нужно ждать, пока платформы приедут. У них нет «холостого» хода без автомобиля, а значит и энергия не тратится зря.
Автомобильный лифт – обычный грузовой лифт, размерами и грузоподъемностью, позволяющими перевезти в нем, легковую машину.
Автомобильные подъемники представляют собой подъемный механизм, состоящий из платформы, не имеющий кабины, как таковой, не имеющий шахты, оборудованные только специальными барьерами-ограничителями для автомобиля. Передвижение людей на них строго запрещено.
Ножничные подъемные столы представляют собой упрощенный вид автомобильного подъемника, состоящий из платформы и двух или четырех простых подъемных механизмов, работающих по принципу ножниц.
Проходные лифты – подразумевают наличие второй пары дверей, которые находятся параллельно с первой парой. Дополнительные двери увеличивают стоимость всей конструкции, но делают ее более удобной. Не проходные лифты обладают одной парой дверей, через которые автомобиль и въезжает в лифт, и выезжает из него.
Промышленные автомобильные лифты – обладают большей грузоподъемностью и используются для перемещения тяжелого специализированного транспорта.
Промышленные виды грузовых лифтов, используются на предприятиях, в них запрещено присутствие человека во время движения. Так как в таком лифте не требуется устанавливать систему кондиционирования воздух и создавать другие условия для человека, промышленные лифты стоят значительно дешевле, чем полноценные грузовые, с возможностью перевозки людей.
Система выравнивания автомобиля – специальные механизмы, выдвигающиеся из стен кабины, которые передвигают автомобиль таким образом, чтобы водителю было удобнее выезжать из кабины лифта.
Больничные лифты – это разновидность грузопассажирского лифта с кабиной большего размера, чтобы в нее помещалась больничная каталка с пациентом и сопровождающим медиком.
Точность остановки кабины – совпадение уровней пола лифта и пола этажа. Не может быть 100%, наиболее хорошей точностью остановки кабины считается +, — 15 мм.
Датчики движения – специальные механизмы, не позволяющие дверям лифта закрывать при возникновении на пути какой-либо помехи.
Режим приоритета — запускается врачом или медперсоналом во время срочной транспортировки пациента в операционную или реанимацию, так что во время движения лифта, для остальных граждан он недоступен. Лифт при этом не останавливается и не реагирует на другие вызовы, что обеспечивает максимально быструю доставку пациента до места назначения. Так же используется для транспортировки пожарных команд.
Грузовой лифт – подъемный механизм, созданный для транспортировки грузов разного веса и размера с одного на другой этаж здания.
Шахтные грузовые лифты практически не отличаются внешне от обычных, только панель управления находится не внутри кабины, а снаружи ее. Такие лифты способны поднимать на высоту до 20 метров, грузы массой до 7000 килограмм. Панели управления шахтными лифтами располагаются на стенах возле шахты или являются выносными, имеются на каждом этаже.
Телескопические грузовые лифты имеют мало общего со стандартными лифтами, они представляют конструкцию, подобную балкону, который может поднять людей и необходимое им оборудование, на достаточно большую высотку.
Гидравлический грузовой подъемник обладает электрическим приводом и имеет тип механизма в виде телескопического гидроцилиндра. Гидравлический грузовой подъемник является самым простым в эксплуатации, при монтаже и имеет невысокую цену. На его установку не требуется специальных разрешений и большого количества документации, такой подъемник управляется с помощью рабочей панели агрегата или с пульта дистанционного управления.
Лифты и подъемники для инвалидов – подъемные механизмы, созданные для помощи людям с ограниченными физическими возможностями, позволяющие им попадать на разные уровни и этажи в зданиях, сооружениях или общественный транспорт.
Мобильные подъемники для инвалидов – специальные устройства, которые помогают людям в инвалидных креслах преодолеть сложные для них препятствия, например, лестницы, а так же позволяющие проникнуть в разные виды транспорта.
Гусеничные подъемники для инвалидов – позволяют легко подняться или спуститься по лестнице человеку, находящемуся в инвалидном кресле. Такие подъемники отличаются надежностью, безопасностью и удобным управлением. К тому же они не портят лестницы и поверхности, по которым передвигают коляски. Их единственным недостатком является большой вес около 100 килограмм и размер. То есть, такой подъемник тяжело взять с собой.
Шагающие подъемники, или ступенькоходы – перемещают инвалидное кресло с помощью колес разного размера, которые работают в едином механизме. Колеса разного диаметра не позволяют коляске скатываться и плавно перемещают ее с одной ступени на другую. Такие подъемники имеют меньший вес, от 50 до 100 килограмм, и очень манёвренные. То есть, его без проблем можно брать и возить вместе с инвалидной коляской.
Активные подъемники для инвалидов допускают возможность их использования самим инвалидом, без посторонней помощи.
Пассивные подъемники для инвалидов требуют обязательной помощи сопровождающего.
Инвалидный подъемник для транспорта – это устройство, позволяющее загрузить человека в инвалидном кресле в автобус или поезд. Он представляет собой подъемную платформу, которая так же питается от электродвигателя, поднимающую кресло вертикально на необходимую высоту. Такие подъемники целесообразно использовать на остановках транспорта, вокзалах и аэропортах.
Подъемники перемещающиеся вдоль лестниц в свою очередь делятся на прямые и поворотные. Используются соответственно для подъема по прямым лестницам или по поворотным. Такие подъемники устанавливают в подземных переходах, построенных в недавнее время. Они позволяют людям в инвалидных креслах спуститься в подземный переход и подняться из него.
Лестничные подъемники – это движущиеся платформы с держателями для инвалидных колясок, которая перемещается по прямым или изогнутым направляющим, повторяя контуры лестничного пролета, тем самым доставляя инвалидную коляску с пассажиром на необходимый этаж.
Вертикальные подъемники для инвалидов своим видом больше всего напоминают обычный пассажирский лифт. Они могут быть закрытого и открытого типа.
Закрытый вертикальный подъемник – пассажирский лифт, с размерами кабины, входом и грузоподъемностью, подходящими для транспортировки человека в инвалидном кресле.
Открытый вертикальный подъемник – больше напоминает грузовой, так как не имеет стен, крыши и кабины, как таковой. Подъемник представляет собой платформу, подходящую для удобного и безопасного расположения на ней инвалидного кресла, с необходимыми креплениями, поручнями, держателями и пультом управления, удобным для человека в инвалидном кресле.
Лифт лестничный бытовой домашний – представляет собой кресло, которое крепится на специальные усиленные лестничные перила и въезжает по ним на следующий этаж.
Пневматический привод — подразумевает давление воздуха, которое скапливается ниже кабины лифта, что и толкает ее. Они, как правило, очень просты в конструкции и компактны. Используются для перемещения небольших предметов.
Электрический привод заключается в устройстве средства подвески кабины и ее противовеса. Как правило, чаще всего используются стальные проволочные канаты, на которых и держится сама кабина, они наиболее прочные и долговечные. Но, в последнее время стали использоваться и плоские канаты из других материалов, которые уменьшают шум. Канатов всегда несколько, они связывают между собой кабину, лебедку и противовес, а иногда еще и саму шахту лифта. Лебедка является силовой установкой, двигающей кабину. Лебедки различаются на редукторные и безредукторные.
Гидравлический привод — действует таким образом: насос подает масло в высокий вертикальны цилиндр, давление этого масла заставляет двигаться поршень, расположенный в цилиндре, поршень же в свою очередь через систему блоков и тросов заставляет двигаться кабину. Единственным достоинством лифта такого типа можно назвать только то, что вниз кабина идет своим ходом, за счет собственного веса, в этот момент все механизмы практически не работают и не тратят энергию.
Шахта лифта — является огороженным местом от пола нижнего помещения до потолка верхнего помещения.
Малые грузовые лифты – небольшие подъемные механизмы, способные поднимать от 50 до 300 килограмм, имеют компактные размеры, так что любое, даже небольшое заведение может выделить под него место. Часто так же называются сервисными или кухонными.
Панорамный лифт – это пассажирский, иногда грузопассажирский лифт, имеющий возможность обзора всего окружающего. Могут быть внешними – располагаться наружи здания, и внутренними – соответственно внутри.
«Невидимые» лифты — все стены, пол, потолок, двери и даже швы стен в таких лифтах полностью прозрачны, настолько, что кажется будто кабины не существует. Особенно этот эффект можно наблюдать находясь не внутри лифта, а глядя на него снизу вверх.
Машинное отделение – небольшое помещение, которое необходимо располагать над шахтой лифта, именно там находится основная конструкция, которая «держит» лифт и заставляет его двигаться.
Лифты без машинного отделения созданы немного по-другому, в них вся удерживающая и подъемная конструкция располагается прямо в шахте лифта, чуть выше уровня дверей самого верхнего этажа.
Пассажирский лифт – это небольшая кабина, передвигающаяся в шахте и перевозящая людей и их некрупные вещи с этажа на этаж, подъемный механизм, созданный для облегчения жизни человеку.
Гибриды пассажирских лифтов и грузовых, названные грузопассажирскими.
Скоростные лифты— это особый тип подъемных механизмов, который транспортирует пассажиров на гораздо более высоких скоростях, чем обычные лифты. Такие лифты предназначены специально для высотных зданий и для небоскребов, чтобы их посетители не тратили много времени на переезды с одного этажа на другой.
Колпаки для воздуха — так как воздух, скапливающийся в шахте лифта значительно замедляет его скорость, колпаки разводят воздух в стороны и уводят за лифт, они располагаются прямо на самой кабине лифта снаружи, и работают, когда кабина находится в движении.
Система кондиционирования — управляет воздухом, делает его давление меньше, при этом пассажиры практически не испытывают никакого дискомфорта, то есть в такой лифте у людей не закладывает уши, с какой бы скоростью лифт не двигался.
Подавители вибрации — влияют на трос, от которого эта вибрация и зависит, улавливает малейшие колебания кабины и самого здания. Трос при этом, применяется специальный, усиленный.
Особая система управления, используемая в скоростных лифтах, распределяет скорость на старте и перед остановкой таким образом, чтобы пассажиры практически не почувствовали эти моменты, и так же уменьшает в это время давление на трос, защищая его от перепадов. В результате лифт быстро, но плавно разгоняется, практически без вибрации.
Эскалатор – подъемно транспортный механизм, представляющий собой движущуюся лестницу, наклоненную на 30-35 градусов по отношению к горизонту.
Тоннельные эскалаторы используются в тоннелях, в частности в метрополитене.
Траволатор – это движущаяся дорожка, которая предназначена для перемещения пешеходов и их грузов. Траволаторы носят различные названия – пассажирский конвейер, движущиеся дорожки, или двигающиеся тротуары.
Полотно траволатора представляет собой замкнутую цепь и имеет очень простую конструкцию. По сути, это два колеса, которые постоянно вращаются, а между ними натянуто замкнутой цепью полотно, на котором и перемещаются люди.
Грузоподъемность лифта или подъемника – совокупное количество веса всех пассажиров и грузов, не считая самой кабины, при котором лифт может подниматься на заявленную высоту.
Ловители – специальные механизмы, позволяющие поймать кабину лифты при обрыве тросов. Сегодня применяется практически во всех лифтах и подъемниках.