Как тормозить на скользкой дороге и не ругать ABS

kak tormozit na skolzkoj doroge i ne rugat abs 1 Блог

Торможение — что может быть проще? Основы — это первое, чему учат в автошколе. Однако каждая зима доказывает, что многие водители борются с этим базовым навыком. Вне зависимости от возраста и опыта: и юные фанаты Доминика Торетто, и сторонники «пенсионного» стиля вождения терпят глупые аварии. Давайте попробуем разобраться в причине и развенчать некоторые жесткие мифы об АБС.

Год назад мы писали об основах безопасного зимнего вождения: бороться с паникой, быть бдительными и читать дорожную обстановку, следить за пассажирами. Однако тормозить на скользкой дороге водителям труднее всего. Это потому, что на льду тормоза работают не так, как вы привыкли и ожидаете.

Одним из факторов, оказывающих значительное влияние на торможение, является система ABS, которая вызывает множество споров и мифов. «Автомобиль с АБС — это как корова на льду!» — такое предложение слышали все водители от своих старших коллег. И в качестве подтверждения красочное описание аварии, которую якобы вызвала система. «Без АБС я бы …» Что ж, давай сломаем.

Как работает система ABS

Антиблокировочная тормозная система (АБС или АБС в русской транскрипции) начала появляться в автомобилях с 1970-х годов. В Европе вместе с Bosch ее представил Mercedes в своем S-классе, в США Chrysler оснастил своим флагманом. Imperial, а в Японии практически одновременно с АБС оснащались Toyota Crown и Nissan President. В начале 21 века большинство автомобилей в мире оснащалось АБС. Это означает, что система отнюдь не примитивна и ее эффективность давно проверена.

Зачем это нужно? При торможении с заносом — с заблокированными колесами — машину можно повернуть вбок и даже повернуть, что очень опасно. И уровень торможения невысокий — колеса превращаются в резиновые «лыжи», скользящие по асфальту.

Изменяя давление в тормозной системе и предотвращая блокировку колес, АБС делает торможение более эффективным и предсказуемым. Последнее даже более важно: автомобиль, который заносит, становится неуправляемым, а ABS позволяет ему двигаться по прямой, оставаясь в своей полосе движения, и даже избегать препятствий при торможении.

В старых автомобилях без АБС водители имитировали ее работу прерывистым торможением, отпуская педаль тормоза, как только они чувствовали блокировку колес. Но даже самый опытный гонщик в мире не может сравниться с ABS с точки зрения эффективности, потому что она знает, как разблокировать колеса по отдельности — человеку нужны четыре педали тормоза и четыре ноги.

Так откуда же взялись противники ABS? Как правило, это водители с негативным личным опытом, которые сделали из него неверные выводы. Представьте: вы ехали по скользкой дороге, вы нажимаете на тормоз, а торможения не происходит — только беспомощный стук АБС и задний бампер приближающегося человека. Тут действительно кажется, что АБС не позволяет автомобилю предательски тормозить дрожащей педалью. Однако это иллюзия: автомобиль замедляется только настолько, насколько позволяет дорожное покрытие — с заблокированными колесами было бы то же самое или хуже.

«АБС на льду — это зло», — резюмирует автор фильма.

Невозможность вовремя остановить машину имеет одну причину — ошибка водителя в оценке ситуации на дороге и выборе скорости. Следует понимать, что АБС — это не волшебная палочка, это просто инструмент, который позволяет управлять автомобилем при торможении «в пол» и дает возможность водителю исправить свою ошибку.

Торможение на снегу: с ABS и без ABS

Почему зимой всегда заменяют АБС? Потому что летом система выявляется редко — как правило, тяги хватает, поэтому колеса не блокируются и АБС не используется. Все это меняется с первым снегом.

Адепты торможения с блокировкой (заносом) приводят несколько аргументов против работы АБС на снегу. Например: когда колеса не заторможены, система не позволяет им собирать снег перед вами и помогает вам остановиться. Кроме того, при резком торможении без ABS снег может опрокинуться на землю и зацепиться за нее. Действительно, этот эффект «плуга» проявляется в глубоком и рыхлом снегу. Но это имеет значение только при гонках по заснеженному полю. Условия на городских дорогах совершенно другие: скользкий снег, небольшое количество рыхлого снега и корка льда под ним. Вдобавок к этому интенсивное движение, при котором торможение при заносе вообще небезопасно.

Марат Салахутдинов, опытный гонщик и инструктор по противобуксовочной системе, демонстрирует торможение на снегу. Сначала машина тормозит с АБС, потом с отключенной системой, и в третий раз — по старинке, с перебоями. Уловки не работают: торможение с АБС остается наиболее эффективным.

Торможение на льду: с ABS и без ABS

Торможение на льду вызывает бурю эмоций — машина может проехать несколько десятков метров, не сбавляя скорости. А аварии, сопровождающиеся гудением АБС, порождают праведный гнев и желание выдернуть предохранитель АБС, чтобы «оптимизировать» машину. Неизвестно, почему виновата антиблокировочная тормозная система, а не почему, например, плохие зимние шины, неснежные дороги или ваши собственные проступки.

Между тем, прямое сравнение торможения и заноса с помощью АБС в одних и тех же условиях дает четкий ответ на вопрос, почему производители автомобилей препятствуют работе этой системы. На льду ситуация с автомобилем без АБС еще сложнее, чем на снегу: не за что зацепиться (особенно с фрикционными шинами), и впереди нет снега. В результате автомобиль с отключенной АБС останавливается намного позже.

Оцените статью
АВТОЭЛЕКТРИК
Добавить комментарий