Двигатель автомобиля не запускается

dvigatel avtomobilya ne zapuskaetsya Статьи

Двигатель автомобиля может не запускаться по ряду причин. Если система питания двигателя действует нормально, правила запуска соблюдены, а двигатель не запускается, неисправность следует искать в системе электрооборудования. В первую очередь нужно проверить, подается ли высокое напряжение к свечам зажигания. Для этого снимем провода с двух-трех свечей и укрепим их так, чтобы зазор между наконечниками проводов и массой был в пределах 6—7 мм, включим зажигание и провернем несколько раз коленчатый вал пусковой рукояткой, наблюдая одновременно за искрообразованием в зазоре между наконечниками проводов и массой. В результате проверки выявляется одна из следующих причин:

·        искра в зазоре нормальная, регулярная;

·        искра проскакивает нерегулярно (высокое напряжение подается к свечам с перебоями);

·        искры нет совсем (высокое напряжение к свечам не подается).

Если искры нет, зазор между наконечниками проводов и массой уменьшим примерно наполовину (3— 4 мм) и проверку повторим. Это даст возможность убедиться, что искры или нет совсем, или она есть, но только слабая.

Многие водители эту проверку проводят несколько отлично от описанной. Вынув из крышки распределителя центральный провод высокого напряжения, подводят его с небольшим зазором к массе, снимают крышку распределителя и, размыкая контакты прерывателя рукой, проверяют наличие искры. Такая проверка может привести к ошибке, так как при этом ротор, крышка распределителя и провода высокого напряжения от распределителя к свечам не проверяются.

Перейдем к рассмотрению неисправностей, обнаруженных в процессе проверки.

Искра в зазоре нормальная, регулярная.

В этом случае делаем вывод, что не работают свечи зажигания, все остальные приборы действуют нормально, так как высокое напряжение к свечам подается регулярно. Неработающие свечи следует вывинтить и осмотреть. Одновременный выход со строя всего комплекта свечей на двигателе практически исключается, свечи, вероятнее всего, могут оказаться забрызганными горючей смесью. В таком случае рекомендуется поставить на двигатель запасной комплект свечей и продолжать запуск. Частое забрызгивание свечей указывает на неисправность двигателя.

Высокое напряжение подается к свечам с перебоями.

Основной причиной может быть периодическое нарушение контакта на одной из клемм первичной или вторичной цепи, либо периодическое замыкание йа массу до контактов прерывателя. Место неисправности можно обнаружить тщательным осмотром всех клемм цепи. Нарушение контакта на клеммах вызывается ослаблением крепления наконечников проводов. Такую неисправность обнаружить и устранить нетрудно. Периодическое замыкание на массу наиболее возможно в прерывателе. Его можно обнаружить по оплавлению или обгоранию металла, а также по искрению, если проворачивать коленчатый вал пусковой рукояткой при включенном зажигании и снятой крышке распределителя. Устраняется неисправность путем изолирования и отвода от массы токонесущих частей.

Если при осмотре обнаружить неисправность не удается, проверим выключатель зажигания, для чего соединим проводником его клеммы АМ и КЗ. Появление бесперебойной искры указывает на неисправность выключателя зажигания, он должен быть заменен. Если замыкание клемм выключателя зажигания не меняет положения, неисправна катушка зажигания или распределитель. Их следует проверить на стенде и неисправные заменить.

Высокое напряжение не подается к свечам.

В таком случае следует сначала убедиться в наличии напряжения в первичной цепи системы зажигания. Это можно сделать по показаниям контрольно-измерительных приборов, которые включаются одновременно с включением зажигания. Если приборы действуют нормально, — напряжение в цепи есть, остается определить неисправность и устранить ее. Прежде всего осмотрим контакты прерывателя, они могут оказаться настолько обгоревшими или замасленными, что ток через них не проходит. Замасленные контакты следует протереть смоченной в бензине чистой тряпочкой, обгоревшие контакты зачистить надфилем или специальной абразивной пластиной. При зачистке рекомендуется слегка нажимать пальцем на рычажок прерывателя, чтобы добиться более равномерной зачистки соприкасающихся поверхностей.

Водители зачастую вместо надфиля или абразивной пластинки для зачистки контактов используют «серебряную» монету. Этого делать нельзя, так как после зачистки на контактах остаются частицы сплава монеты, которые быстро окисляются, и контакты оказываются снова обгоревшими.

Если зачистка контактов не дает положительного результата, перейдем к определению неисправности с помощью контрольной лампы. Проворачивая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, установим контакты прерывателя на полное размыкание, включим зажигание и присоединим контрольную лампу к подвижному и неподвижному контактам прерывателя.

Такое подключение контрольной лампы дает возможность проверить исправность первичной цепи системы зажигания. Если лампа загорится — первичная цепь исправна, а повреждение находится во вторичной цепи; лампа не горит — неисправность в первичной цепи.

Допустим, включенная между разомкнутыми контактами прерывателя контрольная лампа не горит. Присоединим один ее провод к массе, а вторым будем поочередно касаться клемм цепи. Коснувшись клеммы ВК-Б катушки зажигания, проверим исправность цепи от включателя зажигания до катушки. При исправной цепи лампа загорится. Вариатор подключен к клеммам ВК и ВК-Б катушки зажигания. Если при касании клеммы ВК-Б лампа горит, а при касании клеммы ВК не загорается — оборвана спираль вариатора. Эбрыв спирали вариатора можно определить и по следующим признакам: при пользовании стартером двигатель запускается, а по прекращению действия стартера сразу же глохнет.

Коснувшись клемм ВК и Р катушки зажигания, проверим ее первичную обмотку. О наличии обрыва свидетельствует тот факт, что при касании клеммы ВК лампа горит, а при касании клеммы Р — не загорается.

Проверку прерывателя начнем с его входной клеммы при разомкнутых контактах. Если подключенная к этой клемме лампа горит, цепь до прерывателя исправна, обрыв следует искать в прерывателе. Чтобы проверить участок цепи между входной клеммой и подвижным контактом прерывателя, перенесем провод контрольной лампы на подвижный контакт. Если при касании подвижного контакта лампа не горит, а при касании входной клеммы загорается, значит, обрыв находится на этом участке.

Когда спираль вариатора перегорела в пути и заменить ее нечем, можно отрезком провода соединить клеммы ВК и ВК-Б индукционной катушки и продолжать движение, не допуская, однако, работы двигателя на малых оборотах во избежание перегрева катушки и быстрого выхода ее из строя.

Если установлено, что первичная цепь исправна, повреждение следует искать во вторичной цепи или конденсаторе. Проверку начинаем с осмотра проводов высокого напряжения, катушки зажигания, крышки и ротора распределителя. Если осмотром причину неисправности установить не удается, приступим к проверке. Вытащим центральный провод из крышки распределителя, поднесем его к массе с зазором 6—7 мм и, вращая коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой, проверим наличие искры. Если искра есть, цепь до крышки распределителя исправна, искры нет — неисправна либо катушка зажигания, либо конденсатор.

Отключим конденсатор.

В случае появления в зазоре хотя бы слабой искры (между контактами прерывателя в момент разрыва проскакивает сильная искра) делаем вывод, что неисправен конденсатор. При неисправности во вторичной обмотке катушки зажигания отключение конденсатора не вносит никаких изменений.

Допустим, между центральным проводом и массой искра есть. Проверим крышку распределителя и ротор, поднося к ним поочередно центральный провод с зазором 2—3 мм и размыкая рукой контакты прерывателя. Наличие искры между центральным проводом и проверяемой деталью укажет на то, что деталь неисправна.

Неисправные конденсатор, катушка зажигания, крышка и ротор распределителя подлежат замене.

Искра в системе зажигания слабая.

Искра считается слабой, если она не пробивает зазор более 5 мм. Причины появления слабой искры те же, что и при полном ее отсутствии, но только менее ярко выражены. Обрыва цепи в этом случае не бывает, чаще всего это окисление клемм или ослабление крепления проводов на клеммах, обгорание контактов и т. д. Причиной слабой искры может быть и межвитковое замыкание в катушке зажигания или слишком малый зазор между электродами свечи.

Допустим, искра при проверке оказалась слабой. Отсоединим центральный провод от распределителя, подведем его к массе с зазором 6—7 мм, снимем крышку распределителя, включим зажигание и будем размыкать контакты прерывателя рукой. Если искра в зазоре окажется нормальной, катушка зажигания и центральный провод исправны, неисправность в крышке или роторе распределителя.

Крышку распределителя необходимо тщательно вытереть, осмотреть ее поверхность и уголек с пружинкой, проверить- состояние гнезд под провода высокого напряжения. Снять ротор распределителя, тщательно вытереть и осмотреть, обтереть провода высокого напряжения и осмотреть состояние их изоляции. Если в крышке распределителя и роторе нет трещин, зачистить шкуркой разносную пластинку ротора, контакты с внутренней стороны крышки и гнезда под провода высокого напряжения. Качество искры в свечах должно быть восстановлено.

Если искра между отсоединенным от распределителя центральным проводом и массой оказалась слабой, осмотрим первичную цепь от выключателя зажигания до прерывателя, уделим особое внимание состоянию клемм и надежности крепления проводов на клеммах. Если провода исправны, отключим прерыватель и проверку произведем без него. Для этого отсоединим от клеммы прерывателя провода, идущие к катушке зажигания и конденсатору, и соединим их вместе. Дополнительно к ним присоединим небольшой отрезок провода, оголенным концом которого резко «чиркнем» по массе. Появление в зазоре между проводом высокого напряжения и массой нормальной искры указывает на неисправность прерывателя.

Осмотрим прерыватель.

Обратим внимание на надежность соединения проводов, осмотрим контакты и

image 46

Рис. 2. Прерыватель:

1 — стопорный винт; 2 — винт-эксцентрик; 3 — контакты; 4 —рычажок прерывателя; 5 —кулачок.

проверим зазор между ними. Обгоревшие или загрязненные контакты следует зачистить. Большой или слишком малый зазор между контактами прерывателя устраняется регулировкой. Для проверки и регулировки необходимо, проворачивая коленчатый вал, поставить контакты на полное размыкание и щупом проверить зазор, который должен быть в пределах 0,35—0,45 мм. Для этого ослабляют стопорный винт 1 (рис. 2) пластины неподвижного контакта и поворотом винта-эксцентрика 2 устанавливают нормальный зазор, после чего затягивают стопорный винт 1 и снова проверяют зазор щупом.

Зазор следует проверить на всех выступах кулачка.

Если он окажется разным на некоторых выступах — изношены втулки кулачка или сам кулачок. Износ втулок проверяется покачиванием кулачка в стороны. Заметное качание недопустимо, такой прерыватель подлежит замене. Изношенный кулачок также подлежит замене.

Проверим состояние пружины рычажка прерывателя.

Ослабление пружины уменьшает силу смыкания контактов, отчего сопротивление их увеличивается. На больших оборотах подвижной контакт не успевает возвращаться к неподвижному, происходит так называемое отбрасывание рычажка прерывателя. Эти причины вызывают уменьшение тока в первичной цепи, что приводит к ослаблению искрообразования. Силу пружины проверяют при помощи динамометра. В пути водитель может проверить силу пружины, оттягивая рукой рычажок прерывателя и отпуская его, а также подрегулировать пружину путем подгибания шины, к которой она прикреплена. После такой регулировки пружину обязательно надо проверить с помощью динамометра.

Одной из неисправностей прерывателя является обрыв проводника, соединяющего подвижной диск (неподвижный контакт) с массой. Для проверки этого участка цепи необходимо установить полное замыкание контактов и подключить контрольную лампу между неподвижным контактом и массой при включенном зажигании. Накал нити лампы, даже слабый, указывает на наличие обрыва. Распределитель с такой неисправностью подлежит сдаче в ремонт. Для устранения неисправности в пути можно, соединить отрезком тонкого оголенного провода стопорный винт 1 (рис. 2) с одним из винтов крепления вакуум-регулятора к корпусу распределителя.

Если при проверке с отключенным прерывателем искра оказалась слабой — неисправность в конденсаторе или катушке зажигания. В катушке возможно межвитковое замыкание, а в конденсаторе -— утечка тока. Конденсатор лучше всего заменить на новый. Если после замены конденсатора положение не меняется, неисправна катушка зажигания, ее нужно заменить.

При замене катушки зажигания важно не перепутать провода. Провод от выключателя зажигания подключается к клемме ВК-Б, провода от боковых клемм включателя стартера — к клеммам ВК и ВК-Б. К клемме Р подключается провод от прерывателя. Таким образом, к клемме ВК-Б окажутся присоединенными два провода, а к двум другим клеммам — по одному.

В схемах зажигания автомобилей М21 «Волга», «Москвич-407», «Москвич-408», ЗИЛ-,157, ЗИЛ-130 к клемме ВК-Б подходит только один провод. Это объясняется некоторыми особенностями в схемах электрооборудования этих автомобилей. На «Волге», ♦Москвиче» и ЗИЛ-130 система электромагнитного включения стартера устроена так, что для закорачивания вариатора при пуске двигателя стартером достаточно одного провода, присоединенного к клемме КЗ тягового реле стартера и к клемме ВК катушки зажигания. На автомобилях ЗИЛ-157, ЗИ Л Л 64 провод от выключателя зажигания и провод от клеммы ВК-Б качушкп зажигания закрепляются вместе на боковой клемме стартера.

Использованная литература:

П. И. Кравченко, Краткий справочник автоэлектрика по определению и устранению неисправностей в системах электрооборудования тракторов, комбайнов и автомобилей. Минск 1967

Оцените статью
АВТОЭЛЕКТРИК
Добавить комментарий