На сегодняшний день конструкция тормозных систем большинства легковых автомобилей примерно одинакова. Тормозная система автомобиля состоит из трех типов:
Основная (рабочая) — служит для замедления транспортного средства и для его остановки.
Вспомогательная (аварийная) — запасная тормозная система, необходимая для остановки автомобиля при выходе из строя основной тормозной системы.
Стояночная — тормозная система, которая фиксирует автомобиль во время стоянки и удерживает его на уклонах, но также может быть частью аварийной системы.
Элементы тормозной системы автомобиля
Если говорить о составляющих, то тормозную систему можно разделить на три группы элементов:
- тормозной привод (тормозная педаль; вакуумный усилитель тормозов; главный тормозной цилиндр; колесные тормозные цилиндры; регулятор давления, шланги и трубопроводы);
- тормозные механизмы (тормозной барабан или диск, а также тормозные колодки);
- компоненты вспомогательной электроники (ABS, EBD и т. д.).
Процесс работы тормозной системы
Процесс работы тормозной системы в большинстве легковых автомобилей происходит следующим образом: водитель нажимает на тормозную педаль, которая, в свою очередь, передает усилие на главный тормозной цилиндр через вакуумный усилитель тормозов.
Далее главный тормозной цилиндр создает давление тормозной жидкости, нагнетая ее по контуру к тормозным цилиндрам (в современных автомобилях почти всегда применяется система из двух независимых контуров: если один откажет, второй позволит автомобилю совершить остановку).
Затем колесные цилиндры приводят в действие тормозные механизмы: в каждом из них внутри суппорта (если речь идет о дисковых тормозах) с обеих сторон установлены тормозные колодки, которые, прижимаясь к вращающимся тормозным дискам, замедляют вращение.
Для повышения безопасности в дополнение к вышеописанной схеме автопроизводители стали устанавливать вспомогательные электронные системы, способные повысить эффективность и безопасность торможения. Самые популярные из них — антиблокировочная система (Anti-lock braking system, ABS) и система распределения тормозных усилий (Electronic brakeforce distribution, EBD). Если ABS предотвращает блокировку колес при экстренном торможении, то EBD действует превентивно: управляющая электроника использует датчики ABS, анализирует вращение каждого колеса (а также угол поворота передних колес) при торможении и индивидуально дозирует тормозное усилие на нем.
Все это позволяет автомобилю сохранять курсовую устойчивость, а также снижает вероятность его заноса или сноса при торможении в повороте или на смешанном покрытии.
Диагностика и неисправности тормозной системы
Усложнение конструкции тормозных систем привело как к более обширному списку возможных поломок, так и к более сложной их диагностике. Несмотря на это, многие неисправности можно диагностировать самостоятельно, что позволит вам устранить неполадки на ранней стадии. Далее мы приводим признаки неисправностей и наиболее частые причины их возникновения.
1) Снижение эффективности системы в целом:
— Сильный износ тормозных дисков и/или тормозных колодок (несвоевременное техобслуживание).
— Снижение фрикционных свойств тормозных колодок (перегрев тормозных механизмов, использование некачественных запчастей и т. д.).
— Износ колесных или главного тормозного цилиндров.
— Выход из строя вакуумного усилителя тормозов.
— Давление в шинах, не предусмотренное заводом-изготовителем автомобиля.
— Установка колес, размер которых не предусмотрен заводом-изготовителем автомобиля.
2) Проваливание педали тормоза (или слишком «мягкая» педаль тормоза):
— «Завоздушивание» контуров тормозной системы.
— Утечка тормозной жидкости и как следствие серьезные проблемы с автомобилем, вплоть до полного отказа тормозов. Может быть вызвана выходом из строя одного из тормозных контуров.
— Закипание тормозной жидкости (некачественная жидкость или несоблюдение сроков ее замены).
— Неисправность главного тормозного цилиндра.
— Неисправность рабочих (колесных) тормозных цилиндров.
3) Слишком «тугая» педаль тормоза:
— Поломка вакуумного усилителя или повреждение его шлангов.
— Износ элементов тормозных цилиндров.
4) Уход автомобиля в сторону при торможении:
— Неравномерный износ тормозных колодок и/или тормозных дисков (неправильная установка элементов; повреждение суппорта; поломка тормозного цилиндра; повреждение поверхности тормозного диска).
— Неисправность или повышенный износ одного или нескольких тормозных колесных цилиндров (некачественная тормозная жидкость, некачественные комплектующие или просто естественный износ деталей).
— Отказ одного из тормозных контуров (повреждение герметичности тормозных трубок и шлангов).
— Неравномерный износ шин. Чаще всего это вызвано нарушением установочных углов колес (сход-развала) автомобиля.
— Неравномерное давление в передних и/или в задних колесах.
5) Вибрация при торможении:
— Повреждение тормозных дисков. Часто вызвано их перегревом, к примеру при экстренном торможении на большой скорости.
— Повреждение колесного диска или шины.
— Некорректная балансировка колес.
6) Посторонний шум при торможении(может выражаться скрежетом или скрипом тормозных механизмов):
— Износ колодок до срабатывания специальных индикаторных пластин. Свидетельствует о необходимости замены колодок.
— Полный износ фрикционных накладок тормозных колодок. Может сопровождаться вибрацией руля и педали тормоза.
— Перегрев тормозных колодок или попадание в них грязи и песка.
— Использование некачественных или поддельных тормозных колодок.
— Смещение суппорта или недостаточное смазывание штифтов. Необходима установка противоскрипных пластин или очистка и смазка тормозных суппортов.
7) Горит лампа «ABS»:
— Неисправность или засорение датчиков ABS.
— Выход из строя блока (модулятора) ABS.
— Обрыв или плохой контакт в соединении кабелей.
— Сгорел предохранитель системы ABS.
8) Горит лампа «Brake»:
— Затянут ручной тормоз.
— Низкий уровень тормозной жидкости.
— Неисправность датчика уровня тормозной жидкости.
— Плохой контакт или обрыв соединений рычага ручного тормоза.
— Изношены тормозные колодки.
— Неисправна система ABS (см. пункт 7).
Периодичность замены колодок и тормозных дисков
Во всех перечисленных случаях необходимо обращаться в профессиональный сервис для ремонта или замены неисправных элементов тормозной системы. Но лучше всего — не допускать критичного износа деталей. Так, например, разница в толщине нового и изношенного тормозного диска не должна превышать 2-3 мм, а остаточная толщина материала колодок должна составлять не менее 2 мм.
Руководствоваться пробегом автомобиля при замене тормозных элементов не рекомендуется: в условиях городской езды, к примеру, передние колодки могут износиться через 10 тыс. км, в то время как в загородных поездках могут выдержать и 50-60 тыс. км (задние колодки, как правило, изнашиваются в среднем в 2-3 раза медленнее, чем передние).
Оценить состояние тормозных элементов можно, и не снимая колеса с автомобиля: на диске не должно быть глубоких проточек, а металлическая часть колодки не должна прилегать вплотную к тормозному диску.