Скачать pdf файл
Справочник молодого слесаря по ремонту автотракторного электрооборудования 2-е издание переработанное и дополненное Агропромиздат Авторы Бугаев В.Н. Богачев Б.А.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Улучшение качества технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной, техники представляет собой важнейшую народнохозяйственную задачу. От ее решения во многом зависит повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции сельскохозяйственного производства.
Надежность и долговечность техники определяются правильностью ее использования, своевременностью и качествам технического обслуживания и ремонта.
Одна из наиболее сложных систем современных тракторов, автомобилей и комбайнов — система электрооборудования.
В эксплуатации на долю этой системы приходится от 20 до 30 % отказов, на устранение которых требуется до 15 % общей трудоемкости ремонтных работ.
Слесарь по ремонту электрооборудования, для которого предназначен настоящий справочник, должен знать схемы электрооборудования различных машин, методы определения и устранения неисправностей в них при эксплуатации и ремонте, методы ремонта электрооборудования в мастерских и на специализированных предприятиях.
Тракторы МТЗ-50 и МТЗ-52 могут быть оборудованы генераторами постоянного тока Г81-Д или переменного тока Г304-А1 с встроенным выпрямителем. Запуск двигателя осуществляется электростартером СТ212. Тракторы комплектуются двумя аккумуляторными батареями ЗСТ-195ЭМС, соединенными последовательно.
На тракторах MT3-50Л и MT3-52Л в отличие от тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 установлен пусковой двигатель ПД-10У, запускаемый стартером СТ-350В. Тракторы комплектуются аккумуляторной батареей 6СТ-42ЭМС.
Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 оборудованы современной системой освещения и сигнализации, генератором переменного тока с встроенным выпрямительным блоком, тахоспидометром. Пуск основного двигателя осуществляется электростартером СТ212-А. Источником энергии при запуске являются две последовательно соединенные батареи ЗСТ-215ЭМ.
Тракторы MT3-80Л и МТЗ-82Л отличаются от тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 установкой пускового двигателя, оснащенного стартером малой мощности (СТ-352Д), и одной аккумуляторной батареей 6СТ-50ЭМС.
Электрооборудование тракторов ДТ-75 и ДТ-75М рассчитано на напряжение 12 В. Источником электроэнергии являются аккумуляторная батарея и генератор постоянного тока. Тракторы оборудованы передними и задними фарами, вентилятором кабины, предпусковым подогревателем. Стартер с механическим приводом включения служит для запуска пускового двигателя.
Электрооборудование трактора Т-150К рассчитано на напряжение 12 В. Трактор оборудован генератором переменного тока с встроенным выпрямителем, стартером с электромагнитным приводом включении для запуска пускового двигателя, эффективной системой вентиляции и отопления, системой сигнализации нарушения режимов работы отдельных агрегатов. Система внешних световых приборов состоит из передних фар дальнего и ближнего света, задних фар, передних и задних фонарей габаритных огней, указателей поворотов и сигнала торможения.
Электрооборудование трактора К-700, К-701 рассчитано на напряжение 12 В. Трактор оборудован мощным генератором переменного тока и отдельным селеновым выпрямителем, современной системой световой и звуковой сигнализации, наружного освещения, контрольно-измерительными приборами и сигнализаторами работы отдельных агрегатов. Предусмотрено подключение электрооборудования прицепных сельхозмашин.
Особенностью трактора является использование для запуска двигателя стартера, рассчитанного на напряжение 24 В, которое получают переключением схемы соединения аккумуляторных батарей с параллельной на последовательную с помощью специального реле.
Трактор Т-4 оборудован генератором постоянного тока, стартером с механическим включением для запуска пускового двигателя, пусковым подогревателем. На тракторе установлены передние и задние фары.
Схема электрооборудования трактора Т-100М и его модификаций аналогична схеме электрооборудования трактора Т-4, но на тракторе Т-100М установлен генератор переменного тока с встроенным выпрямительным блоком.
Особенности электрооборудования комбайнов. На комбайнах СК-1 и СКД-15 «Сибиряк» установлены двигатели СМД-15К, пуск которых осуществляется электростартером СТ-100, рассчитанным на напряжение 24 В. Остальное электрооборудование рассчитано на напряжение 12 В. Напряжение 24 В получают путем переключения аккумуляторных батарей с параллельной схемы на последовательную с помощью реле ВКЗО-Б в момент запуска двигателя. Комбайны оборудованы сигнализаторами перегрузки отдельных механизмов.
Комбайны СК-5 «Нива» и СК-6 «Колос» оборудованы приборами освещения, световой и звуковой сигнализации. Различия в схемах электрооборудования этих комбайнов заключаются в системе запуска двигателя.
При установке на комбайне СК-5 двигателя СМД-17К запуск осуществляется электростартером СТ-100. При установке на комбайны СК-5 и СК-6 двигателя СМД-18К основной двигатель запускают пусковым двигателем, запускаемым в свою очередь электростартером СТ-350-Б с механическим приводом. При установке на комбайне СК-6 двигателя СМД-64 запуск его пускового двигателя осуществляется электростартером СТ-352-Д с дистанционным включением.
Особенности электрооборудования автомобилей. Электрооборудование автомобилей ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А и ЛуАЗ-969 рассчитано на напряжение 12 В. Источником электроэнергии являются аккумуляторная батарея и генератор переменного тока со встроенным выпрямителем.
Автомобиль ЗАЗ-968А снабжен системой световой аварийной сигнализации. Электрооборудование автомобилей ЗАЗ-968 и ЛуАЗ-969 различается конструктивным исполнением внешних световых приборов.
Электрооборудование автомобиля ЗАЗ-968М отличается от вышеприведенных марок внешними световыми приборами, установкой аккумуляторной батареи 6-СТ-55, нового блока плавких предохранителей и контактно-транзисторного реле-прерывателя указателя поворотов.
Органы управления внешними световыми приборами и стеклоочистителем вынесены на рулевую колонку.
Автомобили семейства ВАЗ имеют одинаковые источники электроэнергии, системы зажигания и пуска двигателя. Электрооборудование автомобиля ВАЗ-2102 отличается от электрооборудования ВАЗ-2101 измененными задними фонарями и фонарем освещения номерного знака. У ВАЗ-21011 изменена конструкция фар головного света и задних фонарей, дополнительно установлен фонарь заднего хода. Автомобили BA3-2103 и ВАЗ-2106 имеют четырехфазную систему головного света, измененную конструкцию щитка приборов, оборудованы электронным тахометром. Вентилятор охлаждения двигателя приводится посредством электромотора, включаемого датчиком температуры охлаждающей жидкости, установленным в нижнем бачке радиатора. У автомобиля ВАЗ-2106 изменена конструкция задних фонарей, боковых повторителей сигнала поворота. Дополнительно установлены система аварийной световой сигнализации и электронасос омывателя лобового стекла. Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2121 аналогична схеме электрооборудования автомобиля ВАЗ-2106 и отличается от нее установкой двух фар ФГ-140Б вместо четырех. Особенностью схемы является выполнение соединений электропроводов с источниками и потребителями электроэнергии посредством штекерных разъемов.
Особенностью автомобиля ВАЗ-2105 является применение генератора с встроенным интегральным регулятором напряжения, размещением всех реле в едином блоке, применением прямоугольных блок-фар с галогенными лампами.
Электрооборудование автомобиля ГАЗ-24 «Волга» рассчитано на номинальное напряжение 12 В. Источники электроэнергии — аккумуляторная батарея и генератор переменного тока с встроенным выпрямительным блоком. Кроме указателей температуры охлаждающей жидкости и давления масла автомобиль оборудован сигнализаторами аварийных режимов работы двигателя.