Фото: Audi Q7
Еще совсем недавно появление в городском потоке автомобиля с необычными (на тот момент) яркими ксеноновыми фарами привлекало всеобщее внимание. Но технологии развиваются с бешеной скоростью, и теперь таким светом на московских дорогах мало кого удивишь. За исключением, пожалуй, инспекторов дорожного регулирования, которые могут поинтересоваться, соответствуют ли ваши яркие фары техническому регламенту и устанавливаются ли они на данную модель заводом-производителем, или же это ваша личная инициатива, которая, как известно, в нашей стране наказуема.
Сегодня все автоконцерны бьются за то, чтобы их продукция и с точки зрения оригинального дизайна или технологий, зашитых в броскую упаковку, качественно отличалась от предложенного конкурентами. В том, что касается автомобильного света, это противостояние мировых производителей привело к рождению ряда технологических решений, позволяющих сделать вождение комфортней и безопасней.
Итак, что же происходит со светом сегодня? На смену многолетней истории использования галогеновых ламп в массовом автомобильном сегменте, «приправленной» внедрением более ярких ксеноновых (впервые представленных концерном BMW более 30 лет назад), пришла эра светодиодов. Технология, основанная на прохождении электрического тока через кремниевый чип (сам диод), позволяющая существенно снизить энергопотребление, одновременно повышая яркость и дальность данного источника света в разы. Еще одно явное преимущество светодиодов по сравнению с галогеновыми или ксеноновыми лампами — срок их службы, который теоретически превышает средний «срок годности» транспортного средства, на которое они устанавливаются.
Есть у светодиодов и еще одна особенность, которая положительно сказывается на пассивной безопасности машины: они способны в несколько сотен раз быстрее галогеновой лампы выдать свою максимальную яркость, как говорится, на-гора. Последнее имеет особенное значение при производстве задней оптики автомобиля, в частности стоп-сигналов, где именно эта характеристика — ключевой выигрышный момент по сравнению с галогеновыми лампами.
До последнего времени подобная технология была задействована преимущественно в премиальном сегменте, но по мере удешевления затрат на производство (а они из-за сложности технологического процесса в несколько раз превышают стоимость галогеновых ламп, впрочем, как и сроки их производства) стала массово внедряться и в эконом-сектор автомобильного рынка.
Но прогресс на этом не остановился, и сегодня, преимущественно в премиум-сегменте, появились так называемые адаптивные светодиодные фары (автомобилисты называют их «умный свет»), принцип работы которых основан на дефрагментации светового пучка посредством большого количества диодов, установленных в автомобильной фаре. Они позволяют, к примеру, с помощью специальных компьютерных чипов и программного обеспечения распознавать в потоке встречный транспорт и тушить ряд диодов, создавая своеобразный световой коридор, чтобы не слепить водителей, двигающихся навстречу. Еще «умные фары» умеют лучше подсвечивать обочину, выделяя появляющихся там пешеходов, — и тоже по-умному, без яркого света в лицо. Ну и, помимо всего прочего, они способны менять яркость в зависимости от погодных условий и скорости движения, а также направлять часть светового потока вместе с поворотом руля в сторону предполагаемого маневра.
Прелесть данной технологии я смог сполна оценить, оказавшись за рулем Audi Q7, оснащенной как раз теми самыми «умными» светодиодными фарами Audi Matrix. Путь мой лежал из Швейцарии в Италию через Альпы. Дорога была сложная, горная и извилистая. Вечерело. По мере того, как я поднимался все выше в горы, погода становилась все хуже. В какой-то момент я осознал, что из-за тумана и осадков дорожного полотна стало не видно вообще. Повернул переключатель фар в режим, предназначенный для езды в плохих метеоусловиях, и продолжил движение, полагаясь в основном на навигацию и «умный» свет Audi Q7.
И тут я заметил, что на вымершей обочине горного серпантина вдруг промелькнул силуэт человека в спецодежде. Я насторожился и снизил скорость. Через несколько метров сквозь густой, как молоко, туман все на той же обочине увидел еще несколько человек (спасибо яркому свету адаптивной диодной оптики) и тут же остановился. Вышел из машины и, пройдя несколько метров, обнаружил на своем пути упавшее огромное дерево, полностью перекрывшее проезд. Люди в спецодежде оказались спасательной бригадой, пытавшейся извлечь из образовавшегося завала автомобиль, въехавший на полном ходу в это дерево. И я подумал: если бы не дорогущие «умные» фары с технологией Audi Matrix, которые подсветили мне кусок обочины, вполне возможно, что из завала пришлось бы извлекать и мою машину. Я невольно перекрестился, кое-как развернулся на узеньком серпентине и поплелся назад в поисках альтернативного маршрута.
Однако самым продвинутым технологическим решением в области автосвета на сегодняшний день являются так называемые лазерные фары, работающие по принципу прохождения светового пучка, сгенерированного синими лазерными диодами, через фосфорный газ, в результате чего возникает свечение и отраженный от рассеивателя свет равномерно освещает дорожное полотно, вообще не ослепляя встречный транспорт. Лазерные фары позволяют в несколько раз увеличить дальность и яркость светового пучка при все тех же относительно скромных энергозатратах, что становится особенно актуальным в наступающую эру электрокаров, где количество потребляемой энергии будет ключевым моментом в производстве и эксплуатации данного типа транспортных средств.